Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Напомню, что собрание вопросов и ответов «Душевный лекарь» существует в трех вариантах. Во-первых, это интернет-сайт «ИОАНН. Душевный лекарь» – первое по времени публикации и наиболее полное собрание. Во-вторых, книга «Душевный лекарь» – основное печатное издание, которое по количеству текста составляет примерно половину объёма сайта. И, в-третьих, расширенное издание (в 8 брошюрах). По количеству текста – примерно три четверти объёма сайта. Одну из этих восьми брошюр мы и предлагаем вашему вниманию. Это издание подготовлено главным образом для тех, кто не хочет или не может себе позволить приобрести толстую книгу основного издания, ограничившись лишь теми томами, которые ему наиболее интересны.
2. Эта книга из серии «Душевный лекарь» отвечает на вопросы, касающиеся тех скорбных обстоятельств, которые на протяжении жизни сопровождают каждого человека. Смысл страданий и скорбей, а также понимание о том, в чем заключается духовное утешение скорбящим, раскрывается в свете Священного Писания, святоотеческого наследия, дополняется высказываниями современного духовенства и в отдельных случаях – богословов, благочестивых писателей и педагогов. Также включены в состав сборника пословицы православного русского народа, которые хороши тем, что кратко говорят о многом и прекрасно запоминаются, – недаром их любил использовать преподобный Амвросий Оптинский.
3. Первая часть этой книги называется «Скорби, уныние». И первый из вопросов, на который попытался ответить составитель этой книги при помощи вышеперечисленных источников, следующий: «Для чего нужны скорби?» В Священном Писании о скорбях говорится так: «Только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему». А святитель Иоанн Златоуст утверждает: «Ничто столько не располагает души к любомудрию, как скорбь». А вот что об этом говорит прп. Амвросий Отптинский: «Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией».
4. По словам святителя Иоанна, митрополита Тобольского, «неудобства в здешней жизни некоторым образом необходимы: откуда можно узнать, насколько преуспел ты в надежде на Бога, если всё сбывается по твоему желанию? Откуда будет известно, что ты любишь нищету, если изобилуешь богатством? Откуда узнаешь, что имеешь мужество переносить бесчестие, зависть человеческую, если проводишь свою жизнь в радости без всяких ограничений?» А прп. Иосиф Оптинский приободряет нас, говоря: «Скорби – добрый знак; показывают, что на тесном пути стоим. Смиряйся больше и себя укоряй». Так говорят святые отцы о том, зачем человеку нужны скорбные обстоятельства в жизни, а народная мудрость выражает важность переносимых нами скорбей в нескольких словах: «Без муки нет и науки».
5. На вопрос: «Можно ли прожить без скорбей?», в этой книге даются следующие ответы. Так, прп. Амвросий Оптинский пишет: «Кто желает спастись, терпит скорби, и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скорбей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего». А по словам преподобного Исаака Сирина, «невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась с нами печаль, тело не изнемогало бы в болезнях и страданиях, и пребывало бы неизменным, если только возлюбим жить в добродетели».
6. «Как в море за волной идет волна, за бурей буря и ветер, так и в жизни – беда за бедой, огорчение за огорчением, испытание за испытанием», - продолжает эту мысль святитель Димитрий Ростовский. А вот что думает об этом преподобный Антоний Оптинский: «Конечно, легче было бы с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай; но туда со Креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбми достигается!» «Ясно, что желать не иметь скорбей – значит желать невозможного, - говорит наш современник, почитаемый многими старец Кирилл (Павлов). - Души скорбящие, терпеливо несущие свой крест, – это любимые дети Божии, и Господь всегда с ними. Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто обращает на них с любовью Свой взор».
7. Обращаясь к своим духовным чадам, игумен Никон (Воробьев) отмечал: «…Мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто». Читая далее эту книгу, можно предположить, что не все верующие люди утешаются этими наставлениями святых отцов и духовных наставников, потому что у многих возникают и такие вопросы: Почему нужно терпеть? Как облегчить терпение скорби? Как предотвратить многие скорби? Как среди скорбей радоваться? На эти и другие вопросы вы найдете ответы на страницах книги в первой ее части.
8. Вторая часть под названием «Болезни» содержит ответы на такие вопросы, как: Зачем люди болеют? Что делать, если болеет ребенок? На кого надеяться — на врачей или на Бога? Как облегчить течение болезни? Каков смысл соборования? Как относиться к выздоровлению? Можно ли пренебрегать здоровьем? и другие. Завершает книгу часть под названием «Смерть», где собраны ответы на мучительные для многих людей вопросы: Почему мы боимся смерти? Как нужно умирать? Как вести себя с умирающим? Как выдержать горе при смерти близкого человека? Что говорит об этом Священное Писание, что отвечают на эти вопросы святые отцы и современные нам духоносные наставники, читайте на страницах этой книги.
***
«С юности моей обуревают меня многие страсти, но Ты Сам меня защити и спаси, Спасе мой!» с этим покаянным воплем вместе с Церковью вопиет к Богу каждая верующая душа, и Господь спасает нас Ему одному ведомыми путями, попуская для нашей же пользы скорби и испытания. Святые Отцы, подвижники благочестия и современные пастыри, чьи наставления вошли в сборник «Душевный лекарь: О перенесении скорбей», учат христианина нести крест свой без ропота, терпением и благодарением, повторяя: достойное по делам моим приемлю» (см. Лк. 23, 41), - и только в этом случае можно ожидать помощи Божией и духовных плодов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!