***
1. Эта книга, по словам составителя Ольги Сокуровой, во многих отношениях необычна. И написана она совершенно необыкновенным человеком. Об этом свидетельствуют все, кто знал Елену Ивановну Казимирчак-Полонскую. Воспоминания некоторых из этих людей, хранящих немеркнущую память о ней, помещены в конце этого издания - и каждое такое свидетельство, которое освещает разные грани этой удивительной личности, впечатляет. Но наиболее сильное впечатление производит само содержание книги, в которой неразрывно переплетены глубокие богословские мысли и стремительно развивающиеся, захватывающие, подчас смертельно опасные события, уникальный молитвенный опыт и путь к вершинам науки, аскетизм суровых жизненных условий и нежная радость материнства, тонкая лирика души и стальная дисциплина ума и воли.
2. Автор книги и, одновременно, ее главная героиня, родилась в еще благополучном 1902 году, а умерла в 1992 году, после крушения и распада огромной страны, которую она горячо и верно любила и которой, по воле Божией, служила всеми силами ума и сердца. Наступившая тогда катастрофа, как мы теперь знаем, не была окончательной: Россия чудом выстояла. С честью выстояла в своей сложнейшей судьбе и Елена Ивановна. Более того, как говорит составитель, испытания только укрепляли эту замечательную женщину, способствовали ее духовному и интеллектуальному росту, пробуждали невероятную творческую энергию, учили горячей и искренней, иногда молниеносной молитве.
3. Благодать Божия после такой молитвы неизменно приходила на помощь, покрывала в опасностях, указывала выход из безвыходных, казалось бы, ситуаций, вновь и вновь дарила жизнь перед лицом смерти - и вызывала неописуемое словами состояние неземной светоносной и победоносной радости, восторга. Что-то подобное, вероятно, испытал Николай Мотовилов, когда преподобный Серафим Саровский в зимнем лесу наглядно показал ему, что это значит - стяжание Духа Святаго, благодатное преображение в духе всего человеческого существа. Когда великого старца однажды спросили, почему современные люди не могут совершать таких подвигов, какие совершали древние подвижники, он коротко ответил: «Могут совершать и сейчас, но не хватает решимости». Героиня этой книги оказалась тем современным человеком, которому решимости хватило.
4. Как рассказывает в своей автобиографии Елена Ивановна, в день ее появления на свет в местечке Селец Волынской губернии возможно, в связи с праздником Собора Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных - оказались епископ Владимиро-Волынский и игумения Зимненского монастыря. Они оба благословили новорожденную девочку и ее мать. Епископ подарил младенцу иконку святой великомученицы Екатерины в серебряной оправе, написанную на фарфоре. «Это благословение было первым моим напутствием в жизнь», говорила Елена Ивановна. Путь ее был предуказан и образом святой Екатерины, которая, как известно, была избранной невестой Христовой и победила в диспуте о вере умнейших языческих философов.
5. «В тринадцать лет, - пишет Елена Ивановна в своей автобиографии, - начались поиски живой всеобъемлющей истины, которой необходимо посвятить жизнь. В ответ на эти пламенные искания, по великой милости Божией, в шестнадцать лет произошла неизреченная встреча души с Живым Богом в личном мистическом опыте, в котором с потрясающей силой очевидности Елене было указано ее личное духовное призвание: монашество в миру». Подробности этого опыта матушка Елена поведала только одному человеку — ученику и другу протоиерею Николаю Беляеву, и просила его рассказать об этой духовной тайне только после ее смерти.
6. Вот свидетельство отца Николая: «Однажды в ясный солнечный день она стояла на холме громадного Волынского парка. Вокруг простирались необозримые дали, перемежаемые купами деревьев, невдалеке блестело озеро. Охваченная смятением, она вопросила Небеса: есть ли Бог, слышит ли Он ее. Она должна знать, во имя чего ей дана жизнь. И вдруг несказанно преобразились луга, деревья и цветы. Она увидела красоту земли, созданную во всем блеске и могуществе. Ослепительной была яркость облаков, листьев и трав — преображенная природа, как увидела ее юная Елена, говорила о Его присутствии и могуществе. Она почувствовала необычайный прилив сил и поняла в тот миг, что с Господом возможно все. Этот миг, явленный ей свыше, предопределил весь дальнейший путь служения Богу».
7. Елена Ивановна являла пример деятельной любви, ее разносторонняя социальная активность поражала. Как служение Богу и людям она воспринимала и свои научные труды. Елена Ивановна была трижды профессором – пожалуй, единственный случай в мировой истории. Диплом доктора философии она получила в Варшавском университете, доктором физико-математических наук и доктором астрономических наук она стала уже в России, будучи на протяжении многих лет старшим научным сотрудником Института теоретической астрономии АН СССР при Пулковской обсерватории. Елена Ивановна совершила ряд блестящих научных открытий в теории происхождения и движения короткопериодических комет.
8. «...Кометы всегда привлекали людей своим внезапным появлением и феерическим движением по небосводу», — отметил в своих воспоминаниях о Елене Ивановне директор Пулковской обсерватории академик Виктор Кузьмич Абалакин. Представляется, отмечает Ольга Сокурова, что и сама Елена Ивановна напоминала такую сверкающую комету с ее стремительным феерическим движением по орбите жизни, в которой было немало внезапных поворотов, скорбей, взлетов. В ее комнате на небольшом круглом столике, в строгой красивой рамочке можно было прочесть крупными буквами начертанное латинское изречение: «Через тернии к звездам!» Таков, по сути, и был ее путь.
***
Как уже говорилось, жизненный путь Елены Ивановны Казимирчак-Полонской был длиною почти в век и беспощадным катком прошел по ее судьбе и судьбе ее близких. Но благодаря твердой и горячей вере, обретенной еще в совсем юные годы, она вышла победителем из этой жестокой схватки. В автобиографической повести «О действии благодати Божией в современном мире» монахиня Елена описывает наиболее тяжелый период в своей жизни – военные и послевоенные годы. Одновременно это было и время наиболее сильных проявлений Божественной благодати. По словам издателей, и в наши непростые времена - это ободряющий и вдохновляющий пример – пример синергии человеческих усилий и встречной Божественной помощи.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 5 мая 2024
Воскресные беседы. Пасха
Кулинарное паломничество. Пасхальный салат. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Доцент Нижегородского университета Людмила Михайловна Кузнецова
Православный словарь. Геенна
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!