У книжной полки. Не жалея себя

6 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, посвящена светлой памяти бессменного казначея Псково-Печерского монастыря и старца архимандрита Нафанаила (Поспелова) — сына священномученика Николая Поспелова и племянника священномучеников Александра Поспелова, Николая Красовского, Михаила Крылова. Это был человек, о котором преподобный Симеон Псково-Печерский сказал: «Отец Нафанаил имеет ревность о Боге Илиину, а премудрость — Соломонову». В этой книге, которая называется «Не жалея себя», представлена жизнь архимандрита Нафанаила (Поспелова), рассказанная им самим.

***

1. Книга «Не жалея себя» вышла в свет в издательстве Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В издании представлены жизнеописание отца Нафанаила и воспоминания о нем братии, близких и духовных чад. Как говорится в предисловии книги, в 2020 году исполнилось 100 лет со дня рождения, а 8 августа того же года - 18 лет со дня кончины бессменного казначея Псково-Печерского монастыря архимандрита Нафанаила (Кронида Николаевича Поспелова). Все, кто общался с ним и учился у него, знали всегда, что он человек необыкновенно мудрый, добрый и одновременно строгий, способный дать ответ на самый трудноразрешимый вопрос.

2. Прошло много лет, но батюшки не хватает и сейчас. А когда нужно принимать решение, всегда ориентируешься на то, а что бы сказал отец Нафанаил, а как бы он поступил в этой ситуации. Память у батюшки была уникальная: помнил тысячи имен, исторических фактов, дат. У меня послушание казначея, - говорил отец Нафанаил, Господь и дал мне такую память. Ведь каждому из нас Он дает необходимые силы для исполнения любого послушания, - было бы только наше желание». В трудные и опасные годы гонений на Церковь, принимая высокопоставленных посетителей отец Нафанаил ни на йоту не отступил от истин православной веры и мудро сеял Слово Божие в умы и сердца посетителей.

3. Отец Нафанаил безотказно исполнял любое послушание, ибо твердо верил, что послушание - это самый верный и короткий путь ко спасению. Он прошел через многие труды: был на общих и сельскохозяйственных работах, сторожил монастырский огород и заведовал дровяным сараем, был трапезным и хлебодаром, экскурсоводом в пещерах, секретарем Духовного собора старцев, казначеем, замещал наместника. Но прежде всего он был священником: из 82 лет жизни 50 лет являлся служителем Церкви, пройдя долгий путь от послушника до архимандрита. О том, как начинался этот путь, от самого рождения, рассказывает сам отец Нафанаил в первой части этой книги.

4. Свой рассказ он начинает так: "Долголетие дается человеку за почтение родителей и за благочестивую жизнь по заповедям Божиим. А в монашеском устроении долголетие дается за святую жизнь». Так было сказано в проповеди архимандрита Иоанна, нашего братского духовника. Так и храмам дается долголетие за благочестивую жизнь прихожан. Теперь, на закате своей жизни, я понимаю, что Господь с раннего детства вел меня к монастырю. Я родился в 1920 году в селе Заколпье Меленковского уезда Гусь-Хрусталинского района Владимирской области в семье священника, откуда через два года родители переехали. Мой отец - протоиерей Николай Васильевич Поспелов, последние годы (с 1935 по 1938) служил в храме Архангела Михаила в селе Быловоз Краснопахорского района Московской области. Отсюда его и арестовали. Моя мама - Анна Константиновна, урождённая Красовская.

5. Как рассказывает батюшка, отведать нормальной, а можно сказать, хорошей жизни ему пришлось с четырехлетнего до восьмилетнего возраста. С восьми же лет начались испытания, которые подготавливали его к монашеству. "Как раз в это время, говорит отец Нафанаил, - началось образование колхозов, перестройка всей страны из аграрной в индустриальную... И поэтому, когда меня спрашивали, почему я не вступил в брак, я отвечал, что нас в то время учили строить колхозы, развивать промышленность. Но не учили вступать в брак и создавать семью. С пятого класса школы я уже был вынужден оторваться от семьи. Вместе с родителями, когда началась коллективизация, я попал в рубрику «лишенцы».

6. Вот и получается, по словам отца Нафанаила, что с раннего детства его отделяли от земного устроения, показывали всю неприглядность этой жизни таким образом готовили к иной жизни, отрешённой от мира сего. Ведь вокруг он видел голод, нужду, скорби. С шестого класса, хотя карточная система и была ликвидирована, мальчик довольствовался следующим: шестьсот граммов хлеба и чугунок вареной картошки на день да сто граммов сахара на шестидневку (шестидневкой тогда пытались заменить христианскую неделю). После седьмого класса надо было решать, где продолжить образование. Мама в этом помочь ему не могла, и он стал искать пути сам. Сначала поехал в Тушино, в техникум, который готовил техников-смотрителей авиалиний. Но требования там были столь высоки, что Кронид Поспелов решил отказаться от поступления. Шел 1937 год.

7. Юноша был вынужден записаться на иждивение брата, чтобы поступить в среднетехническое учебное заведение, и поехал к брату в Ногинск, в механический техникум. Это был Наркомат легкой промышленности, а специальность его называлась «техник-механик по холодной обработке металлов». В 1940 году вышел Указ Правительства о расширении сети фабрично-заводских училищ. В связи с этим техникум закрывался. Первый и второй курсы перевели доучиваться во Владимир, а старших, в числе которых был и Кронид, в Москву. «Оборачиваясь назад, - рассказывает отец Нафанаил, - на свою молодость, я вижу, что и мирская жизнь в то время протекала в подвиге не меньше монастырского. Обедали мы один раз в сутки, а утром и вечером съедали кусок черного хлеба и запивали баночкой подслащенного кипятка. Так что в монастырь меня готовили условия жизни».

8. Когда у нас постригают в монахи, то говорят: «Алкати имаши, жаждати, досады и укоризны подъяти, поношения и заушения. И когда вся сия постраждеши - радуйся: большая награда на небесах». Для принятия впоследствии этого монашеского пути способствовало и последующая в 1941 году мобилизация. Военное время, как признается батюшка, его хорошо закалило. А после демобилизации он решил сразу ехать в монастырь, никуда не заезжая. Он пришел в Псково-Печерскую обитель по зову Божию в 1947 году, сменив шинель солдата на подрясник послушника, и прожил здесь 55 лет. Об этом он рассказывает сам, а его рассказ дополняют воспоминания о нем братии, близких и духовных чад.

***

Завершает книгу Алфавит духовных рассказов и поучений подвижника. Архимандрит Нафанаил был нестяжателен и нищ, подобно древним праведникам. Смирение, терпение, молитвенность старца были подобны тем, что мы находим разве что в древних патериках... Казалось, что его зоркий взгляд проникает насквозь, а краткие назидательные замечания заставляли трепетать. Каждая встреча с отцом Нафанаилом была для людей не просто уроком жизни человека, который все свои дни посвятил Христу Богу, но пониманием того, что если человек прислушивается к голосу своей души, слышит через нее Бога и действует соразмерно, то и дела его, и поступки, а равно и вся жизнь складывается, как говорят в народе, правильно. И тянутся к нему люди, как тянулись они и к отцу Нафанаилу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать