Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Книга – «Навстречу солнцу» - вышла в свет издательстве «Вольный странник». Повесть, открывающая сборник, как говорится в предисловии книги, впервые была напечатана в 2015 году в журнале «Москва» и представлялась на международном Славянском форуме «Золотой витязь», где вошла в короткий список претендентов на главный приз форума. В этом небольшом произведении автор касается событий новейшей истории, которая начинается в девяностые годы и продолжается до наших дней. Как провинция связана с выборами президента? Как провинциалы видят современные украинские события? Как эти события касаются самого обычного крохотного церковного прихода, как ведут себя далёкие от столичных потрясений люди в трудных революционных ситуациях? Что они между собой делят? И, наконец, в чём эти люди видят спасение и на что надеются?
2. Обо всём этом протоиерей Алексий Лисняк рассуждает в своём творчестве. Вернее, автор, как всегда, ни о чём не рассуждает. Он просто ведёт тихое красочное повествование о жизни маленького городка Выдрина и его провинциальных обитателях, а обо всём говорят сами герои его произведений и их поступки. «Среди бескрайних цветущих лугов и тучнеющих хлебных полей пригрелся под солнцем крохотный захолустный городок Выдрин. Три столетия дремлет он на берегу тихой серо-зеленой реки и видит прекрасные сказочные сны…». Так начинается эта повесть о городке, которого и на картах-то нет, и достопримечательностей тоже, на первый взгляд мимо проезжающих людей. Но, как повествует автор, он с этим совершенно не согласен. «Есть, - пишет он, - и тут на что посмотреть! Нужно только хорошенько вглядеться».
3. Помимо природных красот, городок примечателен, конечно же, своими жителями. В этой повести несколько действующих лиц, героев и каждый из них занимает свое важное место в сюжете произведения. Это и настоятель городского храма отец Исаак, оставивший научную деятельность и принявший монашеский постриг. Это местная женщина-регент Люба, которая ведет борьбу против священника и вообще во всем и везде видит заговор против Православия. Это – и бывший директор оперного театра, заслуженный артист РСФСР Беркович, у которого «власти театр отобрали», и который ищет, как ему прокормиться и поэтому идет в храм. Это и дети местного детдома, которые не могут дождаться помощи от местных властей, и поэтому шефство над ними берет настоятель храма.
4. Это и два друга, в прошлом ученые, преподаватели вуза, интеллигентные люди, а ныне никому не нужные, скитающиеся по миру, но неунывающие … бичи, как они сами себя шутливо называют. История этих людей вкратце такова. Историк и литератор – они почти двадцать лет скитаются по свету, и никому не нужны ни здесь, ни за кордоном. За время их совместного странствования, литератор стал разбираться в истории не хуже историка, и наоборот. С географией они оба познакомились так, что Федор Конюхов бы позавидовал. Но весь этот багаж их знаний нигде не потребен. Но, - говорит один из героев, - «мы больше похожи не на изгоев, а, так сказать, на тех древних евреев – будто мы сами вырвались из Египетского рабства и бродим кругами по пустыне, до чего-то, так сказать, дозреваем, Кто-то нас куда-то ведёт, кормит, и где-то, так сказать, неясно за горизонтом какая-то Обетованная земля». И эта Обетованная земля – их настоящее отечество, - где-то ждет этих чудаков, повидавших полмира и считающих себя счастливчиками.
5. Истории жизни этих героев достоверно рисуют нам картину 90-х. Многие тогда были выброшены на окраину жизни. Что спасало их? И в частности, жителей этого маленького и неприметного городка. Конечно, чья-то искренняя любовь, чья-то добрая рука, чья-то молитва. В этой повести молитва отца Исаака привела Берковича в храм, его молитва не дала сбиться с пути странникам-бичам, с которыми он до перестройки вместе занимался научной деятельностью, его молитва хранила их от всякого зла. Через 20 лет в городе Выдрине сошлись их дороги: странники нашли себе приют возле отца Исаака, стали преподавателями в местной гимназии. И для детей из детдома батюшка создал при храме приют. И все в Выдрине стало устраиваться к лучшему.
6. Прочитывается повесть буквально на одном дыхании. Как и следующие за ней рассказы о жизни деревенского священника, о его прихожанах и просто местных жителях. Сам батюшка служит в селе Орлово, расположенном рядом с Воронежем. И рассказывает он о том, что сам видит, что им пережито. Взять, к примеру, рассказ «Настойка и грезы». Он, по словам батюшки, срисован с натуры. Разумеется, с добавлением авторского видения. В нем говорится, как в городских условиях воспитывается будущий сельский пастырь. Воспитывается теми, кто о селе не имеет никаких представлений, за исключением того, что сам в детстве, в Брежневскую эпоху, когда-то отдыхал на подмосковной даче. И жизнь сельского священника – отца Алексия, начиналась именно так, как описано в рассказе!
7. «Жить, - говорит автор, – негде, служить – негде. Народ косится, плюется при виде рясы. Всё это было. И уголь приходилось грузить, и штукатурить, и кирпич разгружать, предварительно где-то его раздобыв. И вода замерзала в храме, и вино. Первые службы совершали в алтарике из ДВП, на столике, опертом на кирпичи. Храм пустой, а мы с пономарем знай служим, молимся. Вот Господь нас и услышал. Господь чудеса творит, и это не фигура речи. Близость Христа, Божия рука, Божий Промысл очень чувствуются в такой ситуации». Об этих трудных буднях сельского священника и пишет отец Алексий. Рассказы его не менее живописны, чем повесть, по-доброму смешны и грустны, и в них так же красочно отобразилась новейшая история нашей становящейся на ноги страны и её граждан на рубеже 20-21 веков. Все эти произведения оставляют большое светлое чувство, которое можно выразить ёмкой фразой: «Будем жить!».
***
Как отмечают издатели, критики часто сходятся во мнении, что язык протоиерея Алексия Лисняка близок к языку, на котором пишется классическая литература. Некоторые сравнивают его произведения с произведениями писателей деревенщиков, некоторые слышат в них гоголевские нотки или же отголоски творчества Ильфа и Петрова. В любом случае самый взыскательный читатель будет удовлетворён образностью и насыщенностью авторского повествования, богатством языка и глубиной собственного читательского соучастия. Герои произведений, от повести до рассказов, ощущаются реальными и живут на страницах книги своей собственной жизнью, указывая читателям не на проблемы, нет, а на то, как нужно относиться к жизни, чтобы проблем становилось меньше.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!