***
1. Эта книга Вячеслава Бондаренко под названием - «Наша «Победа». Рассказ об удивительной машине и ее создателе» - вышла в свет в издательстве Минского Свято-Елисаветинского женского монастыря. Автор рассказывает о замечательном инженере-конструкторе Андрее Александровиче Липгарте и об истории создания легендарного советского автомобиля «Победа». Читатель узнает, как жизненный путь А.А. Липгарта был связан с семьей священника Панкратия Анфировича Милославина, расстрелянного чекистами в 1919 году. Как в годы богоборчества Андрей Александрович и его супруга Анна Панкратьевна не побоялись обвенчаться в церкви, и поддерживали в своей многодетной семье дух служения Отечеству и евангельской любви к ближнему, прожив вместе 47 лет.
2. Рассказывая о русском автоконструкторе, создателе «Победы», автор пишет: «Андрей Александрович Липгарт по национальности был немцем, но родился в Москве в 1898 году. Семья Липгартов уже несколько поколений жила в России, и Андрей был коренным москвичом. В семье было восемь детей. Андрей - старший. Родители с детства приучали его к труду, и никакой работы мальчик не боялся, с удовольствием помогал присматривать за братьями и сестрами. Учился он тоже хорошо. С юных лет интересовался техникой. И к тому же был сильным и закаленным профессионально - играл в футбол, занимался прыжками с шестом, зимой ходил на лыжах.
3. После школы Андрей поступил в Московское техническое училище, служил в Рабоче-крестьянской Красной армии. Уже тогда он мечтал сам конструировать новые автомобили. И его мечта осуществилась. С 1925 года он стал работать инженером-конструктором в Научном автомоторном институте. Первая машина, в создании которой участвовал молодой инженер, - легковая НАМИ-1 - получилась передовой по конструкции. Затем Андрей сконструировал первый советский троллейбус и еще множество интересных машин. В 1929 году в городе Горьком (так тогда назывался Нижний Новгород) развернулась огромная стройка. Возводился гигантский автомобильный завод, подобных которому в России раньше не было. Работать на завод приглашали лучших из лучших - конструкторов и инженеров, которые могли бы создать наш, отечественный автомобиль.
4. И вот в 1933 году Андрея Липгарта, еще молодого человека, назначили главным конструктором Горьковского автомобильного завода (сокращенно ГАЗ). Именно он отвечал за то, какие машины будет выпускать завод. А их требовалось очень много - легковых, грузовых, автобусов, самосвалов... Когда началась Великая Отечественная война, Горьковский автозавод буквально за месяц стал военным - кроме машин, он начал выпускать танки, броневики, снаряды, мины и многое, многое другое, вплоть до походных кухонь. Все - от директора завода до рабочих - трудились на износ, часто забывая про еду и сон. Все понимали каждый грузовик, каждый снаряд приближают Победу. Автомобили, выпущенные ГАЗом во время войны, были очень просты по конструкции и так же надежны.
5. Они могли перевозить полторы тонны груза, поэтому получили прозвище «полуторки». «Полуторки» лихо проскакивали под бомбежками, вывозили людей по льду Ладожского озера из блокадного Ленинграда, проходили по любой грязи и снегу. Сейчас многие такие машины установлены на постаментах как памятники безграничному мужеству людей, которые водили их на фронте. Во время войны главный конструктор завода дневал и ночевал он на рабочем месте. Но думал он не только о военных буднях. Чем займется его завод, когда придет Победа?.. Какие машины будут тогда выпускаться?.. Иногда коллеги высказывали ему свое недоумение: «Андрей Александрович, разве это сейчас главное? Нужно давать фронту танки, ведь идет война...» «Но рано или поздно она закончится, - уверенно отвечал Липгарт. - И когда с фронта вернутся наши победители, они захотят увидеть на улицах не танки, а мирные, красивые машины. Значит, нужно уже сейчас подумать об этом».
6. Со своими мыслями он решил познакомить других автомобильных конструкторов. Их совещание было намечено на 3 февраля 1943 года в Москве. Уже отправившись в дорогу, Липгарт услышал по радио ошеломляющую новость: 2 февраля Красная Армия разгромила фашистов под Сталинградом. Это была радостная, вдохновляющая победа. Победа! Это слово так понравилось Липгарту, что он решил в будущем назвать так новую машину. Его доклад в Москве одобрили, и начальство разрешило главному конструктору, помимо военной продукции, заняться и работой над легковым автомобилем. Под руководством Андрея Липгарта собрался дружный коллектив конструкторов. И когда они уже приступили к работе, фашисты, знавшие, что ГАЗ собирает и танки, и грузовики, и снаряды, и мины, решили стереть этот завод с лица земли. Им это удалось, и в том пожаре сгорели почти все эскизы ранней «Победы».
7. Но работники завода не сдались. Они дали обещание восстановить ГАЗ всего за сто дней. И обещание выполнили. Возобновилась работа завода, а вместе с ним и работа над созданием автомобиля. Подробнее о том, как это происходило, автор рассказывает далее на страницах книги. По словам издателей, в ней много внимания уделяется технической информации и описанию различных модификаций «Победы». Это сделано неслучайно. Именно сейчас, когда многие дети воспитаны на поклонении перед зарубежной наукой и техникой, автор считает важным напомнить, что наши предки в сложнейших условиях умели создавать самобытные и качественные пассажирские автомобили, заслужившие признание специалистов. Андрей Александрович Липгарт и его коллеги по Горьковскому автозаводу разработали легковой автомобиль, аналогов которому в мире еще не было, в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны, и об этом наши дети должны помнить.
***
Прошло около 80 лет с тех пор, как «Победа» выехала на наши улицы. Но и сейчас память об этой удивительной машине жива. Это наша общая история, наше достояние. Поэтому так о ней и говорят «наша "Победа"». Машина - ровесница 1945 года, символ окончания - войны и начала мирной жизни, надежд на лучшее. «Победу» в неимоверно тяжелых условиях создали ум и талант ее конструкторов, большой труд всего коллектива Горьковского автозавода. А еще - вера и мечта ее главного создателя, Андрея Липгарта. Судьба этого человека лучший пример того, что большой труд и упорство в жизни всегда вознаграждаются. Книга предназначена для детей школьного возраста и всех, кто интересуется историей отечественного автомобилестроения. Издание богато иллюстрировано, в оформлении использованы материалы и фотоснимки из семейного архива А.А. Липгарта.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!