Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Как отмечает Елена Коншина, составитель этой книги, тем, кто знаком с жизнеописанием Святителя Афанасия (Сахарова), имя Нины Владимировны Трапани должно быть известно как имя одного из авторов воспоминания о святителе - они публиковались и стали одним из источников жизнеописания епископа. К сожалению, она не дожила до дней прославления Владыки. И, в общем-то, жизнь её самой осталась в тени. Расскажем немного о Нине Владимировне со слов Елены Коншиной, которая лично была знакома ней. История итальянского рода Трапани в России началась с её прадедушки — судовладельца Джованни Трапани. Его пароход потерпел крушение у берегов Одессы. Не имея возможности вернуться на родину, Джованни с двумя сыновьями остался навсегда в России. А его внуки, в том числе будущий отец Нины – Владимир Николаевич, перебрались в Москву.
2. В дальнейшем Владимир Николаевич, работая в Москве, построил дом в Мытищах. Там в 1911 году и родилась Нина. Она была последним ребёнком, девятым по счёту. Детство Нины сложилось исключительно счастливо. Но оно быстро пролетело. Началась война, а затем — 1917 год. После смерти от голода двух младших сыновей-подростков родители предприняли отчаянную попытку спасти остальных. Но это закончилось трагически. Став беженцами, они с тремя младшими дочерьми оказалась в Тамбовской губернии, где погибли и сами, и две их дочери. Нина семилетней девочкой осталась одна. Таков пролог её жизни, - отмечает Елена Коншина.
3. Далее, после чудесного спасения и возвращения в Москву, для неё начинается другая жизнь. Её старшая сестра Варвара заменяет ей мать. В 20-е годы, ещё подростком, Промыслом Божиим Нина открывает для себя жизнь в Церкви, куда приводит и свою сестру. Их родители, хотя и были верующими, но верующими лишь по традиции. Теперь же, после всех потрясений, они обретают живую, пламенную веру. Проведя несколько лет в общине церкви святителя Тихона Амафунтского, сёстры вынуждены были её покинуть, как обновленческую. По благословению старца Алексия Мечёва они переходят в церковь св. мчч. Кира и Иоанна на Солянке (Сербское подворье), известную как церковь непоминающих. С этим храмом была связана вся их дальнейшая судьба.
4. С этого момента в их жизнь вошли архимандрит Серафим (Битюков), настоятель этой церкви, иеромонах Иеракс (Бочаров), отец Пётр Шипков и другие замечательные подвижники. Тогда же состоялась и первая встреча с епископом Афанасием. Нине Владимировне тогда было 22 года. Последняя же её встреча с епископом произошла незадолго до его блаженной кончины. 1941 год Трапани встретила в Москве. Этому периоду её жизни посвящена отдельная глава, которая так же захватывающа и правдива, как всё предыдущее. Причём с подробностями, которых не найти в других источниках. Именно в этот период, в 1943 году Трапани была арестована. Этим событием заканчивается хронологическая непрерывность повествования.
5. Тогда же, как известно, были арестованы иеромонах Иеракс (Бочаров), о. Пётр Шипков и ещё ряд лиц. А для епископа Афанасия это был очередной этап в его крестном пути. Теперь Трапани становится его со-узницей, т.к. арестована и судима по одному общему с ним делу. Свой срок она отбывала сначала в Рыбинских лагерях, затем в лагере на ст. Кряж близ Куйбышева. Далее последовала ссылка в Казахстан, предположительно в Кызыл-Орду. Из лагерных лет освящён только последний год - 1948-й. Так же как нет ни одной строчки, посвящённой казахстанской ссылке и жизни в Мордовии, куда Нина Владимировна переехала из Казахстана по окончании ссылки, т.е. в 1954 году.
6. Последний период жизни Трапани связан с городом Владимиром, куда она переехала из Мордовии в ноябре 1957 года, вслед за отцом Иераксом, и где прожила до конца своих дней. Именно здесь было написано все публикуемое. 10 февраля 1959 года о. Иеракс скончался. А 2 июля умер и отец Пётр Шипков, после лагерей живший в Боровске и служивший там до конца своих дней. И вот тогда в жизни Нины Владимировны наступает новый для неё период. Размышляя об этом, она начинает писать дневник. Сначала мысли её обращены к себе. Она подводит итоги пройденного, размышляет о вере, о внутренней жизни, обо всех ушедших. «Другой жизни я не могла принять» — восклицает она.
7. В то время она поступает в Епархиальное Управление в качестве секретаря – машинистки. Перемена сразу отражается на страницах дневника. Теперь он будет посвящён исключительно одной теме – епархиальной жизни, свидетельницей которой она невольно становится. На происходящее Трапани смотрит глазами исповедницы. Она не предполагала, что записи её станут ярким и красноречивым свидетельством происходящего в период хрущёвских гонений на церковь. Начат дневник в конце 1959 и неожиданно обрывается концом 64 года, хотя некоторое время Нина Владимировна ещё продолжала работать в Епархии. В дальнейшем перешла на работу в Князь-Владимирскую церковь на должность бухгалтера. В те же годы она, по благословению еп. Афанасия, начала составлять жизнеописание иеромонаха Иеракса, пишет воспоминания об о. Петре Шипкове и, наконец, собственные её мемуары, т. е. самый главный труд.
8. Все сохранившиеся материалы из архива безвестной исповедницы, чья судьба совпала с временем безбожного лихолетья, собраны в этой книге. На ее обложке — картина Исаака Левитана «Владимирка. Большая дорога». А под обложкой — исповедальный, свидетельский голос той, которой выпало в глухие советские годы знать, опекать и окормляться у людей, ставших духовными опорами в истории нашей Церкви 20-го века. В 1970-х очерки Нины Трапани о них печатались в русской зарубежной периодике, но её воспоминания о своём прожитом (детство, московская церковная жизнь после революции, война, и, главное, дневник 50-х — 60-х годов) печатаются впервые.
***
Нина Владимировна Трапани отошла ко Господу 7 февраля 1986 года. Её архив долго дожидался своего часа. Всё это время он хранился у Елены Коншиной. Как рассказывает Елена Сергеевна, когда она впервые встретилась с главным редактором издательства Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Алипием (Кастальским-Бороздиным), то думала, что ее миссия закончится передачей архива издательству. Но в итоге, она стала составителем книги. Надеюсь, - говорит Елена Коншина, - что эта книга внесёт свою лепту в исследование исторического периода, который именуется периодом Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!