Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Значительным явлением в церковной жизни наших дней стали публикации из книжной серии «Путь умного делания», привлекшие пристальное внимание всех, кто неравнодушен к исихастской тематике, кто всерьез интересуется вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. Авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова состоит из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой единым тематическим стержнем изданий. И прежде всего это обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий». Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия.
2. Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. В книгах рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге священнобезмолвия, закономерности духовного развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни.
3. И сегодня на нашей книжной полке третий том этой монографии. По словам автора, как и в предшествующих выпусках серии «Путь умного делания», его задача остается прежней - подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди различной меры опытности. Начинающий познакомится в этой книге с общими принципами внутреннего делания, здесь же обретут себе поддержку те, кто, как говорят отцы, «еще не до крови сражались, подвизаясь», но уже решительно встали на этот путь; в то же время, пища к размышлению найдется и для тех, кто добрым подвигом годами не тщетно подвизался. В первом разделе книги автор кратко напоминает общие положения аскетики.
4. Здесь автор в частности пишет: «Спасение человеческой души совершается Богом, когда душа бывает к тому готова. Ведет к этому моменту долгий путь покаянного подвига, напряженной борьбы за очищение сердца от страстей. На этом поприще человек совершает все со своей стороны возможное, чтобы привести душу в состояние, позволяющее Господу спасти ее от вечной погибели и ввести в Свое Царство. Возможность сражаться за освобождение души от смертельного плена человек получает как Божественный дар в таинстве крещения». По словам автора, в Таинстве Крещения человек очищается от скверны греха. Но если человек после пребывает в лености, то нечистый дух, изгнанный при Крещении возвращается к человеку, и ему ничего не остается помимо долгого пути «многотрудного покаяния». Привести человека к обожению – это цель аскетического делания. Об этом подробнее читайте в первом разделе книги.
5. Следующий раздел «Новоначалие» - дает представление о подготовительных и начальных этапах внутреннего делания. Под понятием «новоначальный», по словам автора, в аскетической литературе обычно подразумевается инок или мирянин, находящийся на начальной стадии умного делания. Это уже достаточно подготовленный человек, потрудившийся в деятельном, покаянном житии, заложивший крепкое основание, а это: устойчивый навык в словесной молитве, полноценная включенность в богослужебную жизнь Церкви, постоянное участие в таинствах. Продолжительность подготовительного периода, которая зависит от множества факторов, определить трудно. О требованиях к подготовке новоначальных, о периодах духовной жизни автор говорит во втором разделе книги.
6. А третий под названием «Мысль и слово» - это раздел, где речь идет о задаче духовного возрастания, стоящей перед каждым молящимся человеком, - задаче преобразования словесной молитвы в умную. Что отличает молитву словесную от умной или сердечной? Как разобраться, когда под молитвой могут «разуметь различные чтения, или глас уст в славословии Богу, или заботливую печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмопение в стихословии, или все прочее, из чего составляется» молитвенное делание? Отчего вообще «происходит такое разложение молитвы на ее части?» На эти и другие вопросы, связанные с возрастанием молитвы, отвечает автор в третьей части книги.
7. Узнав многое о периоде подготовки к умно-сердечной молитве, когда в предочистительной борьбе со страстями, при постоянном участии в таинствах и укорененности в богослужебной жизни, вырабатывается и закрепляется навык внимательной молитвы, читатели переходят к следующему разделу под названием - «Ум и сердце». Здесь автор касается некоторых конкретных вопросов, связанных с практикой молитвы умной и сердечной, и обсуждает методы, дающие возможность приблизиться к начальной исихии. Исихия – это, как говорит автор, - подвиг внутреннего безмолвия, сущность которого, как учит прп. Силуан Афонский, не в затворе и не в физическом удалении в пустыню, а в том, чтобы непрестанно пребывать в Боге, к чему через Новый Завет Христа призывается каждый Его последователь. Этот подвиг, в свою меру доступный каждому, приносит плоды самые разнообразные по степени совершенства.
***
Эта книга, по словам издателей, дает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно изложенное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но в тоже время неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике. Одна из примечательных особенностей книги в том, что она дает возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!