У книжной полки. Митрополит Вениамин Федченков. Светлое Христово Воскресение

17 апреля 2023 г.

Царица дней - так говорится о Пасхе Христовой – великом Празднике праздников. К нему Святая Церковь начинает готовить своих чад постепенно и задолго так, как ни к одному из прочих праздников. Уже одно это говорит о значении и величии Пасхи и очевидно, что именно такое приготовление помогает встретить и воспринять силу и благодать праздника достойно, ярко, полно, духовно! И конечно, те, кто достойно приготовился постом и молитвой к Светлому Христову Воскресению, воспримут его поистине светло и величественно! Для них этот главный праздник Церкви действительно будет Пасхой Красной! Этому особо радостному событию посвящено и произведение митрополита Вениамина (Федченкова), которое так и называется «Светлое Христово Воскресение». Книга с таким названием вышла в свет в издательстве «Правило веры».

***

1. Воскресение Христово! Что означает это событие для православного христианина? Какие мысли, переживания связаны с днем Святой Пасхи? Каковы особенности пасхального богослужения, праздничных обрядов и обычаев и что есть такое «веселая благодать»? Об этом и рассказывает в своей книге митрополит Вениамин (Федченков), предлагая читателю, описание Божественного праздника с разных сторон, так как он сам проживал это радостное событие и в детстве, и в храме за богослужениями. «Все мы, христиане, знаем, что на Пасху переживается нами исключительная радость, необычайное веселие духа. И Церковь в своих песнопениях пасхальных с необыкновенною силою внушает нам эти светлые чувства», - пишет владыка Вениамин.

2. Об этом, по словам архипастыря, свидетельствует вся пасхальная служба: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное». «Об этом «веселии» и пишет владыка, но не в форме богословских рассуждений, а в виде воспоминаний из прошлого и пережитых настроений и мыслей на Пасху». Вот, например, его вспоминания из детства: «Боже, как мы ждали этот день! Да можно сказать, что и весь пост был лишь подготовкой и ожиданием Пасхи. Так и Церковь на протяжении всех великопостных богослужений помнит и готовит нас к этому «неизреченному дню». Но мы, дети, не зная богослужения, с каким-то чувством таинственным ждали этого единственного дня. Говорили ли нам родители о нём? Но они не знали смысла богослужений. Видимо, сама Божия благодать учила их, а они — нас».

3. «Накануне «светлого дня», - рассказывает далее владыка Вениамин, - в нашем бедном домике в одну комнату, разделённую невысокой перегородкой от «кухни», точнее — от печки, было чисто и убрано. И всё было исполнено ожиданием чудесной тайны какой-то. Пасха — это грядущая красота, которая вот-вот сейчас и явится». Будучи ещё ребёнком Ваня Федченков «почему-то знал, что эта красота откроется только в храме». И очень ждал, когда же родители возьмут его с собой ночью на Пасхальную службу. Он помнит, как он, четырех лет отроду, просил маму об этом. Но мама велела ему лечь поспать перед службой, а когда он проснулся, было уже утро и родители вернулись из церкви. На следующий год, боясь повторения, мальчик настоятельно просил мать, разбудить его, мама пообещала, и сдержала свое слово.

4. И вот, - повествует владыка, - «на Пегашке ночью мы всей семьёй, кроме меньших детей, поехали в церковь. Первая моя Пасха. Я не могу рассказать, почему, но эта служба была для меня сплошным, непрерывным, ярким торжеством. И сейчас не сумею это объяснить. Конечно, никаких богослужебных слов я не понимал, да и не слышал их. Но некое внутреннее играние веселило меня. Чудное дело. Свечи в руках. Зажжённая люстра посреди храма. Пение весёлое. Разодетые люди. Пальба из каких-то старинных пушек, хранившихся у «барина». «Христосование», так называлось целование на Пасхальной заутрене. Красные яйца. Кругом храма бочки со смолою и пылающие плошки. Потом освящение куличей и пасох вместе с крашеными яйцами; всё это было расставлено вокруг всего храма в чистых белых платках, с воткнутой в кулич копеечной свечкой».

5. Думаю, современные дети, которые участвуют в Пасхальном богослужении, могут сравнить свои впечатления с теми, какие испытывал будущий владыка. Могут ли они также, как он сказать: «Начиналась уже розовая заря, тихая-тихая: точно вся природа прислушивалась к тайне радостной Пасхи». Но, как отмечает автор, «радость Пасхи была не от этого внешнего убора и не после него, а еще прежде, и независимо от всего, играла в детском сердце». Мальчик чувствовал, что «весь воздух в храме был наполнен, насыщен, пронизан духом радости, необъяснимой для ума».

6. После Пасхальной Литургии лошадь Пегашка везла их домой. «Помню, рассказывает владыка Вениамин, - под колёсами иногда хрустели льдинки замершей в колесах весенней, еще не просохшей воды. Дома лампадки. Короткое разговение, - но отмечает автор, это не привлекало сильно. Душа был пресыщена радостью в церкви, а тело, утомлённое необычайным напряжением чувства, а также и бессонницей, тянулось на кроватку. И я засыпал блаженным сном. Ангельское детство». А потом владыка описывает студенческие годы в Петербургской духовной академии и то же радостное богослужение. А затем он стал епископом. И везде свои переживания, которыми и делится он с читателями.

7. Как отмечает митрополит Вениамин, «только на Пасху мы бываем настоящими людьми. Люди, которые редко улыбаются, теперь с ласковыми взорами и радостными приветствиями встречают друг друга: «Христос воскресе». «Воистину воскресе», — отвечают им, тоже улыбаясь. Пусть ненадолго, но все же луч любви, единства и взаимной радости озаряет нас в этот единственный день в году. Мы становимся будто одной семьей. И забываем вражду, как и Церковь поет нам: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением…» И дивное дело: начинаем в храме радостно целоваться во имя Христово, «христосоваться».

8. Только на Пасху, по мнению владыки, в человеке проявляется подлинная его природа - богообразная, любвеобильная, ибо Бог есть любовь, - единая для всего человечества. Человек хоть раз в году становится на время человеком в лучшем смысле этого слова, в подлинном его значении. Даже Церковь бывает Церковью больше всего на Пасху. Закон Церкви - единство рода человеческого, как цель, поставленная ему Богом при создании, а потом восстановленная Воскресением Христа. И любовь друг ко другу, этот непреложный закон единства Церкви, без коего и нет Церкви, осуществляется на Пасху. И становится понятным, почему в этот день в Церковь спешат даже те люди, которые весь год не посещают храма: «веселие вечное» открывается и им».

***

По словам автора, «нигде на свете не празднуется так радостно Пасха Красная, как в Православной Церкви, особенно – в Русской». В этот день невидимо и таинственно, но истинно Господь воскресший прикасается к душам верующих благодатию Святого Духа и открывается им непосредственно и реально, каждому по мере его.  Именно о таком живом переживании праздника и пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге. Повествование, внимательное к тексту богослужения и духовным переживаниям, неторопливо открывает нам с разных сторон значение события Воскресения Христова. Завершает книгу раздел под названием «Свидетельства о Воскресении Христа», где представлены объяснения 11-ти воскресных Евангелий, читаемых на утрени. Это, вкупе со всей книгой, поможет читателю лучше воспринимать еженедельную воскресную службу, которая называется малой Пасхой!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать