У книжной полки. Митрополит Митрофан (Баданин). Икона великого князя. Сказание о великом князе Михаиле Александровиче Романове и его молельной Казанской иконе Божией Матери

14 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
1888 год для семьи императора Александра Третьего был ознаменован как трагическим событием, когда близ станции Борки произошло крушение железнодорожного состава, в котором следовала царская семья, так и чредой юбилеев. В тот памятный год свои круглые даты отмечали братья цесаревичи – Николай Александрович и Михаил Александрович. В мае отпраздновали двадцатилетие Николая, а его младшему брату Михаилу в ноябре исполнялось десять лет. Впереди у царственных братьев было еще ровно тридцать лет жизни. Тридцать лет до страшного 1918 года - юбилейного и рокового. Их расстреляли, когда одному было пятьдесят, а второму сорок. О жизни младшего брата – Михаила Александровича – рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга митрополита Митрофана (Баданина) под названием «Икона Великого князя» вышла в свет в издательстве Отчий дом. Она посвящена Великому князю Михаилу Александровичу Романову и его молельной Казанской иконе Божией Матери, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Удивительная история сбережения этой чудной иконы раскрывается на фоне истории жизни Великого Князя, судеб его ближайшего окружения, верных друзей и слуг, мира лучших представителей Российской державы.

2. В предисловии книги владыка Митрофан отмечает, что, приступая в свое время к написанию этой книги, он имел намерение изложить на бумаге известное лишь ему семейное предание о молельной Казанской иконе Божией Матери, принадлежавшей брату Царя Страстотерпца, Великому князю Михаилу Александровичу. Однако, ближе познакомившись в ходе исследования с личностью Великого князя, с историей жизни этого замечательного человека и его удивительным внутренним миром, автор посчитал совершенно необходимым рассказать об этом несколько подробнее.

3. Дальнейшее изучение судьбы Михаила Александровича и ознакомление с публикациями на эту тему подвигло автора высказать свою, подчас отличную точку зрения на этот счет. Знакомство с окружением Великого князя и духовной основой мировоззрения этих людей лишь укрепило в решимости постараться приблизиться к тому, ныне безвозвратно потерянному миру людей, выросших и воспитанных в тысячелетней традиции православной веры. Потому, как отмечает автор, называя эту книгу «Икона Великого князя", под словом «икона» он имеет в виду уже нечто большее. «Икона» здесь как сама суть духовного мира Михаила Александровича, как его нравственный идеал и объект глубоких сердечных привязанностей, как некий обобщенный образ его веры и смысла жизни.

4. В начале своего рассказа автор говорит несколько слов о самой иконе Божией Матери и о том месте, где она сейчас пребывает. Итак, как повествует автор, в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище стоит деревянная церковь, освященная в 1907 году во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Церковь эта пережила все гонения ХХ века, упокоила у своих стен сотни тысяч мучеников блокадного города, а позже и многие жертвы послевоенных трагических событий и катастроф, что придало Сepaфимовскому кладбищу статус мемориала. Церковь, кроме того, знаменита и тем, что здесь долго, в течение 26 лет, служил настоятелем известный старец последних времен, протоиерей Василий Ермаков. Он сумел собрать и благодатно окормлял вокруг этой маленькой церквушки многотысячный и удивительно деятельный, «живой» приход.

5. В правом, во имя святой мученицы царицы Александры, приделе церкви у клироса в большом напольном киоте хранится Казанская икона Божией Матери. Внимательный взгляд сразу отметит удивительный и глубокий в Своей светлой печали облик Царицы Небесной с Ее Божественным Младенцем. Особый статус и царственное величие придает образу тяжелый серебряный оклад с богатой прочеканкой и гравировкой, увенчанный Большой императорской короной. Если дерзнуть вынуть икону из киота и снять драгоценный оклад, то под ним обнаружится надпись: 1888 года, февраля 5 дня написан сей образ». В течение всего страшного времени гонений на веру икона сберегалась во флигеле дворца Великого князя на улице Галерной, дом 55 (в советские времена улице Красной), в доме, где в 1953 году на свет довелось появиться автору этой книги, будущему митрополиту Митрофану.

6. Когда же осенью 1953 года мальчика крестили в Свято-Никольском Морском кафедральном соборе, то крестил его только что закончивший семинарию молодой иерей Василий Ермаков. «Это была, - пишет Владыка, - если так можно сказать, наша первая с ним встреча. В следующий раз мы встретились через пятьдесят лет. Я уже закончил службу и офицерскую карьеру в Военно-Морском флоте, принял монашеский постриг и священный сан. И вот как-то, будучи в Санкт-Петербурге, я впервые нарушил молчание и поведал отцу Василию наше семейное предание о Казанской (Poмановской) иконе Божией Матери что с 1959 года уже находилась в правом приделе храма. Историю этой иконы со всеми подробностями бабушка владыки Мария Степановна пересказывала ему и его брату при каждом удобном случае, так что вскоре они уже знали ее наизусть».

7. Отец Василий же очень заинтересовался этим рассказом и просил обязательно обо всем этом написать. «И в дальнейшем, - рассказывает автор, - при наших встречах, когда я, бывая в Питере, приходил послужить в Серафимовский храм, батюшка неизменно интересовался, готова ли моя книжечка про Казанскую икону. Но... меня ждала другая срочная работа в Комиссии по канонизации святых, и параллельно я должен был подготовить к публикации исследования, посвященные древним подвижникам Крайнего Севера, поэтому, увы, я не смог исполнить просьбу отца Василия Ермакова при его жизни. Теперь пришло время поспешить выполнить свое обещание. Итак, 1888 года, февраля 5 дня написан сей образ» ...

8. Икона была написана после того, как в Площанскую пустынь пришло известие о великой милости Божией, явленной в чуде спасения царской семьи у станции Борки, и в память об этом событии было решено сделать точный список с чудотворной «Площанской» иконы. Она писалась «в полную меру и подобие», то есть облик Богородицы копировался досконально. Равным образом и размеры иконы соответствовали подлиннику. Первым ее обладателем стал Великий Князь Георгий Александрович, который умер в возрасте 28 лет, а всё его наследство вместе с иконой перешло к князю Михаилу. О том, как впоследствии образ Божией Матери попал в семью владыки Митрофана, читатели узнают, прочитав эту книгу.

***

Эта книга повествует о жизни Великого князя Михаила Александровича Романова и о его молельной иконе, Казанском образе Божией Матери, пред которым он молился до самого убытия своего крестным путем к мученической кончине. Автор стремился показать читателю удивительный пример духовного мира человека глубоко верующего и благородного, честного офицера и отважного воина. Повествование книги позволяет читателю прочувствовать сокрытый до сего дня образ на редкость цельного и чистого человека, претерпевшего мученическую кончину от рук большевиков-богоборцев в ночь с 12 на 13 июня 1918 года. Кроме того, эта книга ясно свидетельствует о безмерной величине наших потерь и масштабе духовной катастрофы, пережитой Россией в XX веке.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​