***
1. В книге «Мир и радость в Духе Святом» представлены беседы, поучения и проповеди старца Фаддея Витовницкого, в которых он говорит о цели нашей жизни, о покаянии, о молитве, о внутреннем мире и о других важных моментах духовного возрастания. По словам издателей, этот сборник представляет собой первый шаг к знакомству с тайной личности подвижника и духовника старца Фаддея и его церковной деятельностью. В распоряжении издателей было большое количество уже опубликованных проповедей, наставлений и бесед со старцем, а также много аудиокассет с записями его речи. Качество записей преимущественно было плохим, что усложняло работу по их расшифровке. На некоторых кассетах стояла дата и место записи, на других были только даты, а на каких-то ничего не было написано.
2. Для издания книги было решено подготовить текст следующим образом: аудиозаписи переписывали подряд, каждому поучению давали подзаголовок, используя для этого основную мысль старца в поучении. Таким образом, беседы в этом сборнике чаще всего подаются как ряд связанных между собой наставлений. Издателям не хотелось изображать старца более «ученым» (в мирском смысле), чем он был - отец Фаддей всегда говорил исключительно простым, евангельским языком, на диалекте своего родного края. Тем не менее, издателями не ставилась задача совершенно сохранить разговорный вариант его слов, но полностью передать чистую мысль, слова и выражения старца, согласовывая их с литературными нормами.
3. Открывает книгу жизнеописание старца Фаддея, c которым мы сейчас вкратце познакомимся. Фомислав Штрабулович, как звали батюшку в миру, родился 19 октября 1914 года в селе Витовница в добропорядочной крестьянской семье. По словам самого старца, родился он на городской ярмарке недоношенным семимесячным младенцем и по этому поводу даже шутил: «Из меня и не могло ничего лучшего получиться, если я на ярмарке родился!» Его мать умерла рано, и будущего подвижника воспитывали сначала одна мачеха, затем вторая. Рос мальчик слабым и неразвитым, и дома ему часто говорили, что он ни на что не годится и ест даром хлеб. Фомиславу было больно от таких слов, он уходил из дома и молил Господа, чтобы Он сделал его когда-нибудь для чего-нибудь полезным.
4. В те годы в чутком сердце мальчика рождалось ощущение чуждости этому миру, в котором царят печаль и боль. Рождалось и тайное желание полностью посвятить себя Богу, искать радости и утешения только в Нем. Позже он говорил: «Когда я видел, что ни родители, ни родственники, ни друзья, ни остальной мир не дают мне ничего, кроме ран, обиды и боли, я решил, что больше не буду жить для этого мира, а то немногое оставшееся до смерти время посвящу Господу. Я увидел, что кроме Бога, в мире нет у меня никого ближе». С другой стороны, Господь просветил разум мальчика, что вся земная жизнь — только служение, и другой жизни, кроме служения в долготерпении бед и печалей, нет. «Я с детства понимал, - говорил позже старец, - что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить — Богу, потому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет».
5. Хотя детство и ранняя юность старца Фаддея были лишены обычной детской радости, он, как отмечают издатели, всегда с неизменной любовью говорил о своей матери (от которой, по его словам, он унаследовал душевную ранимость) и о своем отце, «мирном, тихом, кротком человеке необычайной доброты», подчеркивая, что до сих пор «страдает из‑за того, что мысленно обижал отца». На протяжении всего духовнического служения оплакивая этот свой юношеский грех по отношению к отцу, старец, наученный собственным горьким жизненным опытом, говорил своим духовным детям о ключевом значении мысленного и деятельного послушания родителям по плоти, потому что «они, после Господа, наше величайшее сокровище на земле».
6. Но будучи ребенком, он страдал от того, что его «отец, незлобивый и спокойный человек, не защищал его и не относился к нему так, как ждало его детское, жаждущее отцовской любви, сердце». А в 18-ти летнем возрасте Фомислав узнал о неизлечимой болезни легких. Врачи прогнозировали, что самое большее, сколько он сможет прожить, - это пять лет. И тогда юноша решил, хотя бы эти пять лет, сколько ему осталось, послужить Богу. И ушел в монастырь Мильково к архимандриту Амвросию (Курганову), который был учеником преподобного Амвросия Оптинского. В этом монастыре, в большинстве своем, жили русские монахи, которые пришли в Сербию из известного Валаамского монастыря. Здесь молодой послушник и возрастал духовно, учился послушанию, трезвению и внутренней молитве.
7. После смерти духовника юноша перешел в монастырь Горняк, где 10 марта 1935 года принял монашеский постриг с именем Фаддей. В июле того же года его рукоположили в сан иеродиакона, а в феврале 1938-го – в сан иеромонаха. Затем на протяжении многих лет батюшка нес служение в разных монастырях и лишь в 1962 году был назначен настоятелем монастыря ВитОвница, где в 2003-м и окончил свое земное странствование. Сюда, к старцу Фаддею стекались многочисленные паломники, и несли ему свои сомнения, страдания и боль. Они спешили в монастырь как в лечебницу и прибежище для упавших духом чад Церкви Божией. Батюшка же, тихий и кроткий, наставлял всех простыми словами, своим благодатно-радостным ликом, своим внутренним покоем, который он излучал. Неустанный служитель Божественной Литургии, делатель Иисусовой молитвы, духовник тысяч и тысяч верующих душ, старец Фаддей жил любомудрой духовностью святых отцов, собственной жизнью подтверждая опыт преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя».
***
«Иногда ничего не надо говорить. Если мы находимся в присутствии смиренного, кроткого, полного любви и доброты человека, мы чувствуем тепло, как будто с холода пришли к огню, который светит и согревает нас. Вот видите, что значат добрые мысли, добрые желания, полные добра и любви», - говорил отец Фаддей Витовницкий о смиренном человеке. Он и сам был таким, и к нему шли духовно озябшие верные чада Церкви, чтобы согреться теплом Царства Небесного в лучах мира и радости Духа Святого, которыми светился старец. А спустя годы в свет вышла эта книга, которая является плодом соборного труда и любви многих духовных чад старца Фаддея.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!