У книжной полки. Михаил Таубе – Аграфа

24 апреля 2023 г.

По словам Александра Павловича Лопухина, много благодатных изречений Иисуса Христа записано и сохранено для нас евангелистами, как неложными свидетелями Его земного служения. Но вместе с тем не может подлежать никакому сомнению, что в четвероевангелии содержатся не все изречения и слова Спасителя. Апостол Иоанн Богослов в заключение своего Евангелия говорит, что «многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Это свидетельство относится не только к делам, но и к словам или изречениям Учителя. В виду этого не удивительно, что и в последующие времена неоднократно делались попытки - собрать эти не вошедшие в четвероевангелие изречения Спасителя, и к концу 18 века стали появляться даже ученые исследования о них. Одно из них мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве «Синопсис» и называется - «Аграфа. О не записанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа». Ее автор – профессор Михаил Александрович Таубе, посвятил свою работу достоверным, хотя и не записанным в Евангелии, изречениям Иисуса Христа, сохраненным Церковным Преданием и древнейшими памятниками письменности первых веков христианства. Автор описывает источники незаписанных изречений Спасителя, классифицирует их по содержанию, раскрывает причины невключения их в канонические книги, а также объясняет их значимость.

2. Уже на рубеже 19-20 столетий по этому вопросу появилось большое количество исследований на иностранных языках, использованных автором. В России же, по замечанию автора, этой темой в конце 19 века специально заинтересовался только профессор Петроградской духовной академии Александр Павлович Лопухин. Но этого, по мнению Таубе, было очень мало, и свидетельствует о равнодушии современного автору русского общества к тому, что «едино есть на потребу». А о том, как сам Михаил Александрович, юрист-историк по образованию, попал в эту специальную историко-богословскую область, а затем, попав в нее, принялся за детальное исследование затронутых здесь вопросов – автор рассказывает следующее.

3. «Случилось это довольно просто. Более 30 лет тому назад, работая в области истории международного права над вопросом о войне и мире в представлении древнего языческого и нового христианского мира, автор, естественно, должен был познакомиться, под этим определенным углом зрения, с различными представителями ранней христианской мысли, с Отцами и Учителями Церкви первых веков. Сохраненные этими писателями некоторые изречения Спасителя, не вошедшие в евангельский канон, не могли не поразить своей необыкновенной, не поддельной силой и чисто евангельской чистотой, и живой интерес к ним, раз появившись, стал, естественно, постепенно возрастать...

4. Купец, ищущий хороших жемчужин в евангельской притче, готов продать все, что имеет, чтобы купить только одну драгоценную жемчужину. Легко судить о чувствах автора (первоначально, как, вероятно, многие, не подозревавшего даже о существовании внеевангельских изречений Спасителя), когда, по мере продолжения этих историко-богословских занятий, крупные и чистые жемчужины слов Христовых, давно затерянные или известные только немногим специалистам, заблистали одна за другой перед его восхищенным взором. Теперь их собрано (и предлагается здесь читателю) уже целое драгоценное ожерелье – настоящее сокровище скрытое, о котором говорил Христос».

5. В предисловии автор отмечает, что тема, обозначенная в заглавии настоящей работы, требует некоторого пояснения. Ибо если вообще каждое научное исследование рекомендуется начинать с точной «постановки вопроса», то, может быть, с особой настоятельностью этого требует исследование, посвященное «внеевангельским изречениям» Иисуса Христа, так называемым «Аграфа» – «незаписанным словам Господним». И тут, по словам автора, прежде всего, естественно возникает вопрос: что это за изречения, не находящиеся в Евангелии и, тем не менее, приписываемые как подлинные Христу Спасителю? Не просто ли фальсификация вроде, например, периодически всплывающих сенсационных открытий в Тибете или Индии каких-то записей о жизни Господа Иисуса Христа до 30-летнего возраста? Или – гностические измышления оккультно-«антропософического» характера? Или, наконец, какие-нибудь несомненно древние, но столь же несомненно еретические «апокрифы»!

6. Всё это не так, ведь главнейшим источником наших сведений о внеевангельских изречениях Спасителя, по словам автора, является Церковное Предание. Можно эти изречения найти и в самом Св. Писании. Так, например, согласно книге «Деяний», апостол Павел в своей речи в Милете к пресвитерам, призванным к нему из Ефеса, между прочим, говорит: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надо поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса Христа, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». Эти, совершенно категорически приписанные Спасителю апостолом Павлом слова, мы не найдем ни у одного из евангелистов. Это – ясный пример хотя и «внеевангельских», но, тем не менее, совершенно несомненных слов Иисуса Христа.

7. То же самое – и из области фактов Его земной жизни и деятельности. Тот же апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам  свидетельствует о явлении воскресшего Христа Его родственнику («брату») по плоти, Апостолу Иакову. Об этом явлении-факте, казалось бы, первостепенной важности – мы из нашего Четвероевангелия опять-таки ничего не знаем. – Наконец, имеются и целые повествования о событиях и речах из жизни Спасителя, о которых мы узнаем только из внеевангельского новозаветного канона. Таков, например, весь рассказ о вознесении Господнем с предшествовавшей ему беседой Спасителя с Его учениками, который мы находим не в Евангелии, а в Деяниях Апостолов.

8. Вывод из всего сказанного достаточно ясен и несомненен: евангелисты записали в своих повествованиях далеко не все, что им и их современникам было известно о событиях жизни Христа Спасителя и Его речах. Они записали только то, что считали особенно важным по плану их повествований, т. е. важным для каждого из евангелистов с той специальной точки зрения, которая его особенно интересовала и которая была положена в основу каждого из четырех Евангелий. Все остальное сохранялось – и сохранилось – в устном предании, в канонических книгах Нового Завета, в творениях Отцов и Учителей Церкви первых веков христианства, в древних литургических текстах и в памятниках древнейшей христианской письменности. Все эти источники и использует автор в своей исследовательской работе. 

***

В основу этой монографии были положены материалы, частично разработанные автором еще до революции 1917 года и изложенные в устном докладе в Петрограде в присутствии митрополита Киевского Владимира (Богоявленского). Ознакомившись с ходом исследования, митрополит одобрил работу и благословил автора на ее продолжение. Плодом многолетних научных трудов Михаила Александровича Таубе стала эта книга. Впервые она была издана в Варшаве в 1936 году в серии «Библиотека братства православных богословов в Польше».  В России публикуется впервые. Издание рассчитано на священнослужителей и мирян, интересующихся богословием и историей Церкви, а также учащих и учащихся духовных школ.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать