***
1. Новый сборник проповедей протоиерея Артемия Владимирова, вышедший в свет в издательстве Антик, посвящён святым сёстрам праведного Лазаря – Марфе и Марии, принимавшим в своём доме Господа Иисуса Христа. В предисловии издания автор пишет: «Многие из нас, увы, готовы признаться в том, что «жизненная суета», или многозаботливость, составляет почти неодолимое препятствие для стяжания внимательной сердечной молитвы. Искренно и бескорыстно служа людям во славу Христа, мы тем не менее редко когда не рассеиваемся, как говорили в старину, «не окрадываемся» посторонними мыслями и образами, которые причиняют немалый ущерб нашему молитвенному предстоянию Создателю.
2. Как отмечает отец Артемий. Господь, некогда войдя под кров гостеприимного семейства Лазаря, обратил к собравшимся Своё слово, которое есть дух и жизнь. Пока хлопотливая Марфа заботилась о том, чтобы со всевозможной тщательностью накрыть стол для дорогого Гостя, премудрая Мария, сестра её, словно забыв обо всём внешнем, безотрывно взирала на Христа, с великим вниманием вбирая в себя глаголы вечной жизни. Это и было, по слову Господа нашего, «благой частью» Марии, что составляет неотъемлемое сокровище бессмертного человеческого духа. Данное сокровище именуется в аскетике «духовной молитвой», или «созерцанием».
3. Это духовное делание, по словам автора, является подлинным исполнением основной библейской заповеди: ...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим! Мне хочется, - говорит отец Артемий, - предложить сегодня своим взыскательным читателям несколько проповедей о святых Марфе и Марии, произнесённых в разные годы на означенную тему. Как солнечный свет распадается на семь различных, но равно прекрасных цветов, так в этих беседах один и тот же предмет - сокровенная молитва сердца - рассматривается с разных сторон и в разном духовном контексте.
4. Автор сравнивает Евангелие с синем небом, на которое нам никогда не прискучивает смотреть. С его высоты льются на землю солнечные свет и тепло, и каждый новый час дня являет собой обновлённую величественную картину, доставляющую человеческому глазу неизъяснимое наслаждение. Таково и Евангелие, каждый эпизод которого бездонно глубок и открывает ученику Христову новые и новые грани Божественной премудрости. И пример тому автор находит в евангельском чтении на Богородичные праздники. А еще в эти святые дни мы слышим слова Спасителя о том, что блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его. Весьма высоко, назидательно и спасительно это повествование, - отмечает автор.
5. К слову сказать, в этом повествовании ничего не говорится о Матери Божией, однако никто не был так внимателен к словам и заповедям Иисуса Христа, как Пресвятая Богородица. Никто, как Она, с величайшей бережностью не слагал в сердце своём всё слышанное от Господа. Никто столько не трудился в молитвенном уразумении слов Спасителя и не принёс столь обильный плод благодати в исполнении заповедей Иисуса Христа. Несомненно, - говорит отец Артемий, - что слова Господа «блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» напрямую относятся к Пресвятой Богородице, превзошедшей в добродетелях и всех людей, и Бесплотных Небесных Ангелов.
6. Между тем, по словам автора, - это повествование из Святого Евангелия относится и к нам. Пресвятая Дева действием Духа Божия преестественно зачала, выносила и родила истинного Богочеловека, Господа Иисуса Христа. А мы в час крещения приняли в недра наши Слово Божие, благодать Святого Духа. Матерь Божия сокрыла в Себе Бога во плоти, и в нас сокрыта искра Божества. Спаситель желает вселиться в нас в полноте, всецело освятив Собою человеческую природу. Ему подобает в нас пребывать, чтобы при нашем усердии мы соделались богами по благодати »причастниками Его Божества. Таким образом, Господь Иисус Христос таинственно входит в дом человеческой души, творя каждого из нас сосудом, обителью, в которой Христу надлежит почивать и возрастать, чтобы явить наконец полноту Божественной силы и власти.
7. Однако не всем дано познать тайну спасения. Почему? Этому, по словам священника, мешает наше легкомыслие, беспечность и рассеянность. Не каждый из нас осознает то, что является храмом Божиим, в котором должен жить Бог. Но человек, страдающий рассеянностью и суетностью, не отворяет двери своего сердечного дома Богу. Он не замечает, не слышит и не видит Спасителя, Который терпеливо стоит, ожидая Своего часа. Однако истинный молитвенник, - как говорит отец Артемий, - внимающий Слову Божию и исполняющий его, уже при этой жизни соединится со Спасителем, Который Свой благодатью хочет почивать в нашем сердце. Этой «благой части» Бог не лишает ни младенцев, ни родительниц, ни домохозяек, ни учителей, ни правителей.
8. В Богородичные праздники мы, по словам автора, всякий раз получаем назидание о том, по какому пути двигаться, чтобы полностью вверить себя Божественной благодати и предоставить Духу Святому возможность врачевать наши душевные и телесные раны. Всякий раз, слушая это евангельское чтение, мы размышляем о собственной жизни, о том, как соединить внутреннее и внешнее, созерцательное устроение души и благую деятельность. И конечно, - говорит отец Артемий, - ошибутся те, кто под предлогом непрестанной молитвы сложат руки, предоставляя иным хлопотуньям заниматься общественно полезными трудами, без которых человеческое общежитие устоять не может. К сожалению, весьма часто мы прикрываем собственную безответственность, леность, эгоизм «философским» устроением своей души. Кто я, Марфа или Мария? Задуматься над этим и другими вопросами поможет данная книга.
***
Каждый раз, когда мы за богослужением прославляем Божию Матерь или Ее святые иконы и слышим Евангельское чтение о «благой части», мы должны помнить, что в первую очередь эти слова относятся к Самой Богородице, избравшей эту «Благую часть». Каждый из нас хотел бы найти свою «благую часть» – обрести путь к совершенному единению с Богом. Как научиться восходить от внешнего подвига богоугождения к внутреннему, от видимого – к невидимому, от временного – к вечному, и рассказывает эта книга. Она адресована тем, кто почитает молитву главным делом своей жизни. Пусть же этот сборник, по словам автора, принесёт радость и духовное утешение боголюбивым читателям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!