***
1. Как отмечают издатели, в этой книге под одной обложкой встретились два совершенно исключительных издания — Лествица преподобного Иоанна Лествичника и труд по толкованию Лествицы епископа Германа (Осецкого). В предисловии книги издатели вкратце рассказывают о владыке Германе. В миру Александр Кузьмич Осецкий, родился 19 февраля 1828 года в селе Богородском Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника. В 1847 году окончил Ярославскую духовную семинарию, в 1851-м - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его магистерская диссертация назвалась - «Преп. Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования».
2. Начиная с 1853 года Осецкий был сначала инспектором Новгородской семинарии, затем с 1857-го - ректором Кавказской семинарии; а спустя два года – ректор Самарской семинарии. С 1863 года – он архимандрит, наместник Александро-Невской лавры; с 1867-го – епископ Сумской. Наконец, с 1872 по 1886 гг. – епископ Кавказский и Екатеринославский. Преосвященный Герман оставил по себе прекрасную память как заботливый, бескорыстный архипастырь и труженик на поприще религиозно-нравственного просвещения юношества. С именем епископа Германа связано интенсивное развитие и упорядочение церковной жизни на Северном Кавказе, он много полезного сделал для духовенства, учебных заведений, бедных учителей и миссионеров. Скончался 18 декабря 1895 года и был погребен в Александро-Невской Лавре.
3. В свое время епископ Герман говорил, что труд преподобного Иоанна Лествичника - «Лествица» - плохо понимается мирянами и даже монахами; для разъяснения ее и написал свою книгу. В предисловии своего труда владыка пишет: «Преподобный Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской – один из тех великих Угодников Божиих, память которых особенно прославляется Церковью и на которых она преимущественно указывает своим чадам, как учителей духовной жизни. В святые дни Великого поста, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, Святая Церковь нашла благопотребным и полезным предложить им для руководства в подвигах добродетели Лествицу преподобного Иоанна, а в качестве образца представить его самого, как живую лествицу добродетелей».
4. «Поэтому, - отмечает владыка Герман, - и долг, и польза каждого православного христианина, ревнующего о благочестивой жизни, - требуют от него ближайшего знакомства с жизнью Преподобного и вслед за тем внимательного изучения его назидательной книги. Если предлагаемое сочинение поможет кому-либо в таком занятии или, по крайней мере, расположит к нему, то цель этого труда будет достигнута». Далее автор предлагает для рассмотрения общие черты жизни преподобного Иоанна Лествичника. «Надо сознаться, - пишет автор, - что исторических сведений о святом игумене Синайском дошло до нас крайне мало. Кроме того, что можно выбрать из самых сочинений преподобного Иоанна касательно истории его жизни, два писателя, современных ему, также оставили нам сведения о нем.
5. Один из них – инок синайский, живший в его время и писавший как очевидец. Другой – инок раифский, писавший спустя немного времени после смерти святого на основании свидетельств лиц, которые хорошо знали его. Поэтому в своем сказании, которое помещено в начале Лествицы, он говорит следующее: «Все те, которые имели счастье слушать этого великого человека, из коих есть много поставленных им на путь спасения и доселе шествующих по нему, все те могут засвидетельствовать истину этого рассказа». Особенно же ссылается он на монаха Исаака, которого св. Иоанн избавил своими молитвами от многих искушений, и на авву Иоанна, игумена Раифского, который побудил св. Иоанна написать Лествицу, как свидетелей наиболее знаменитых и по своей близости к преподобному наиболее достойных доверия. Значит, сказания этих двух жизнеописателей игумена Синайского являются наиболее достоверными.
6. Жаль только, - отмечает автор, - что они кратки. Впрочем, для нашей цели достаточно и этих немногих известий. Наше намерение – представить преподобного Иоанна как образец подвижничества, «чтобы глядя, как говорится в предисловии к его творению, на труды сего создателя духовной и божественной лествицы, мы поверили написанному им». В своем труде епископ Герман постарался «по возможности изобразить жизнь Святого не столько внешнюю, сколько внутреннюю, – как возрастание, укрепление и усовершенствование сокровенного сердца человека». Его рассказ о жизни прп. Иоанна, а также жития, написанные двумя иноками – Синайским и Раифским – предваряют толкование на Лествицу, которое написал епископ Герман.
7. О Лествице владыка говорит, что написана она преподобным Иоанном Лествичником по просьбе преподобного Иоанна Раифского – изложить главные обязанности монашеского звания, дать руководство инокам, по которому бы они могли благоустроить свою жизнь, шествуя благонадежнейшим путем к высшему совершенству. В своей книге преподобный Иоанн, действительно, изложил все полезное инокам, раскрыл все главнейшие подвиги, какие они должны пройти и совершить. Порядок, в каком представлен круг иноческих обязанностей в Лествице, имеет глубокое значение. В духовной жизни очень важно знать, с чего начать и как повести дело своего исправления и спасения. От незнания этого часто оказываются бесплодными многочисленные и тяжкие труды и подвиги. Преподобный Лествичник и по своему опыту, и по опыту других вполне сознавал это, и в своей книге не раз выражал мысль о великой важности для подвижников соблюдения правильной и строгой постепенности в совершении подвигов. Его «Лествица» имеет 30 степеней или ступеней, комментарии на каждую из них и составил епископ Герман Осецкий.
***
Как отмечает епископ Герман, «Лествица» преподобного Иоанна представляет благонадежнейшее руководство к достижению высшего христианского совершенства. И полезна она не только монахам, но и мирянину, ищущему своего спасения, может оказать действенное и важное пособие. Эта мысль принадлежит не нам, - говорит автор, - а Святой Церкви. Не напрасно она в святые дни говения, когда христиане наиболее расположены заниматься делом своего спасения, предлагает в руководство всем без различия «Лествицу». Внимательное изучение такого общеназидательного отеческого писания может быть в высшей степени поучительно для всякого мыслящего и благочестивого христианина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!