У книжной полки. Лествица, возводящая на небо

12 апреля 2023 г.

Читать духовные книги и понимать их мирскому человеку сложно, а иногда и невозможно - в круговороте забот мы далеки от святости, но душа все равно стремится к небесному знанию, к спасению. И на помощь приходят толкователи святых отцов, молитвенники, люди высокой жизни, способные воспринимать глаголы жизни вечной. Таким человеком был Герман (Осецкий) - епископ Русской Церкви, духовный писатель. Среди его сочинений есть труд, который не выходил в свет более 150 лет. Он называется - «Как читать «Лествицу» мирянину». В прошлом году этот труд епископа Германа вышел в свет в издательстве Синопсис под названием – «Лествица возводящая на небо. С классическими комментариями епископа Германа (Осецкого)». Это издание мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Как отмечают издатели, в этой книге под одной обложкой встретились два совершенно исключительных издания — Лествица преподобного Иоанна Лествичника и труд по толкованию Лествицы епископа Германа (Осецкого). В предисловии книги издатели вкратце рассказывают о владыке Германе. В миру Александр Кузьмич Осецкий, родился 19 февраля 1828 года в селе Богородском Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника. В 1847 году окончил Ярославскую духовную семинарию, в 1851-м - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его магистерская диссертация назвалась - «Преп. Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования».

2. Начиная с 1853 года Осецкий был сначала инспектором Новгородской семинарии, затем с 1857-го - ректором Кавказской семинарии; а спустя два года – ректор Самарской семинарии. С 1863 года – он архимандрит, наместник Александро-Невской лавры; с 1867-го – епископ Сумской. Наконец, с 1872 по 1886 гг. – епископ Кавказский и Екатеринославский. Преосвященный Герман оставил по себе прекрасную память как заботливый, бескорыстный архипастырь и труженик на поприще религиозно-нравственного просвещения юношества. С именем епископа Германа связано интенсивное развитие и упорядочение церковной жизни на Северном Кавказе, он много полезного сделал для духовенства, учебных заведений, бедных учителей и миссионеров. Скончался 18 декабря 1895 года и был погребен в Александро-Невской Лавре.

3. В свое время епископ Герман говорил, что труд преподобного Иоанна Лествичника - «Лествица» - плохо понимается мирянами и даже монахами; для разъяснения ее и написал свою книгу. В предисловии своего труда владыка пишет: «Преподобный Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской – один из тех великих Угодников Божиих, память которых особенно прославляется Церковью и на которых она преимущественно указывает своим чадам, как учителей духовной жизни. В святые дни Великого поста, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, Святая Церковь нашла благопотребным и полезным предложить им для руководства в подвигах добродетели Лествицу преподобного Иоанна, а в качестве образца представить его самого, как живую лествицу добродетелей».

4. «Поэтому, - отмечает владыка Герман, - и долг, и польза каждого православного христианина, ревнующего о благочестивой жизни, - требуют от него ближайшего знакомства с жизнью Преподобного и вслед за тем внимательного изучения его назидательной книги. Если предлагаемое сочинение поможет кому-либо в таком занятии или, по крайней мере, расположит к нему, то цель этого труда будет достигнута». Далее автор предлагает для рассмотрения общие черты жизни преподобного Иоанна Лествичника. «Надо сознаться, - пишет автор, - что исторических сведений о святом игумене Синайском дошло до нас крайне мало. Кроме того, что можно выбрать из самых сочинений преподобного Иоанна касательно истории его жизни, два писателя, современных ему, также оставили нам сведения о нем.

5. Один из них – инок синайский, живший в его время и писавший как очевидец. Другой – инок раифский, писавший спустя немного времени после смерти святого на основании свидетельств лиц, которые хорошо знали его. Поэтому в своем сказании, которое помещено в начале Лествицы, он говорит следующее: «Все те, которые имели счастье слушать этого великого человека, из коих есть много поставленных им на путь спасения и доселе шествующих по нему, все те могут засвидетельствовать истину этого рассказа». Особенно же ссылается он на монаха Исаака, которого св. Иоанн избавил своими молитвами от многих искушений, и на авву Иоанна, игумена Раифского, который побудил св. Иоанна написать Лествицу, как свидетелей наиболее знаменитых и по своей близости к преподобному наиболее достойных доверия. Значит, сказания этих двух жизнеописателей игумена Синайского являются наиболее достоверными.

6. Жаль только, - отмечает автор, - что они кратки. Впрочем, для нашей цели достаточно и этих немногих известий. Наше намерение – представить преподобного Иоанна как образец подвижничества, «чтобы глядя, как говорится в предисловии к его творению, на труды сего создателя духовной и божественной лествицы, мы поверили написанному им». В своем труде епископ Герман постарался «по возможности изобразить жизнь Святого не столько внешнюю, сколько внутреннюю, – как возрастание, укрепление и усовершенствование сокровенного сердца человека». Его рассказ о жизни прп. Иоанна, а также жития, написанные двумя иноками – Синайским и Раифским – предваряют толкование на Лествицу, которое написал епископ Герман.

7. О Лествице владыка говорит, что написана она преподобным Иоанном Лествичником по просьбе преподобного Иоанна Раифского – изложить главные обязанности монашеского звания, дать руководство инокам, по которому бы они могли благоустроить свою жизнь, шествуя благонадежнейшим путем к высшему совершенству. В своей книге преподобный Иоанн, действительно, изложил все полезное инокам, раскрыл все главнейшие подвиги, какие они должны пройти и совершить. Порядок, в каком представлен круг иноческих обязанностей в Лествице, имеет глубокое значение. В духовной жизни очень важно знать, с чего начать и как повести дело своего исправления и спасения. От незнания этого часто оказываются бесплодными многочисленные и тяжкие труды и подвиги. Преподобный Лествичник и по своему опыту, и по опыту других вполне сознавал это, и в своей книге не раз выражал мысль о великой важности для подвижников соблюдения правильной и строгой постепенности в совершении подвигов. Его «Лествица» имеет 30 степеней или ступеней, комментарии на каждую из них и составил епископ Герман Осецкий.

***

Как отмечает епископ Герман, «Лествица» преподобного Иоанна представляет благонадежнейшее руководство к достижению высшего христианского совершенства. И полезна она не только монахам, но и мирянину, ищущему своего спасения, может оказать действенное и важное пособие. Эта мысль принадлежит не нам, - говорит автор, - а Святой Церкви. Не напрасно она в святые дни говения, когда христиане наиболее расположены заниматься делом своего спасения, предлагает в руководство всем без различия «Лествицу». Внимательное изучение такого общеназидательного отеческого писания может быть в высшей степени поучительно для всякого мыслящего и благочестивого христианина.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать