***
1. Автор этой книги - Игорь Васильевич Евсин, родился 1 января 1962 году в глухой деревушке Иванково Рязанской области в семье православных, верующих крестьян. С детства любил рисовать, поэтому отец решил отдать его в рязанское художественное училище. Но не пройдя по конкурсу, юноша поступил в Рязанское професионально-техническое училище по профессии маляр-альфрейщик. Произошло это в 1976 году. С этого времени Игорь Евсин стал жить в Рязани, и тогда же начинается его сознательное литературное творчество. Он работал художником и писал стихи, а 1985-м - успешно пройдя творческий конкурс, поступил в Литературный институт им. Горького.
2. В 90-е годы, когда после распада СССР в стране наступил политический и экономический хаос, Игорь Васильевич обратился к Православию и стал воцерковляться. Совместно с женой Ириной участвовал в становлении первой в Рязани православной газеты «Благовест», первоначально выходившей по благословению архимандрита Авеля (Македонова). Подвижник веры и благочестия, старец архимандрит Авель стал для Евсина первым и главным наставником, у которого он духовно окормлялся без малого пятнадцать лет, вплоть до кончины батюшки последовавшей в 2006 году. В 2001-м Игорь Евсин принял самое непосредственное участие в создании православного издательства «Зерна», книги в котором выходили по благословению правящего рязанского архиерея архиепископа (впоследствии митрополита) Симона (Новикова).
3. Владыка Симон также оказал большое влияние на духовное и творческое развитие Игоря Васильевича. Большое место в творчестве Евсина занимает агиография. Им написаны и изданы жизнеописания святителя Феофана Вышенского Затворника, святого исповедника Петра Чельцова, святой блаженной Любови Рязанской, блаженной Пелагеи Захаровской и жизнеописания многих подвижников веры и благочестия. В их числе и владыка Симон, отец Авель и отец Иоанн, о которых и рассказывает автор в этой книги. Первая часть издания, которая как раз и называется «Ладонью солнце не закрыть», содержит рассказы об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). К слову сказать, что на воскресенье приходится день памяти батюшки, который почил о Господе 5 февраля 2006 года.
4. Как отмечает автор, годы служения отца Иоанна в миру (в сане иерея) прошли в основном на Рязанской земле (1957-1967 гг.) Это было для Православной Церкви временем сложным, противоречивым, но и очень интересным в познавании приходской жизни того времени. В конце 1950-х, начале 1960-х годов, когда Советская власть насильственно закрывала многочисленные храмы, отец Иоанн Крестьянкин говорил: «Не лишим себя храма, когда можем, но и с собою носить его поучимся: сердцем упражняйся в незлобии, телом – в чистоте, то и другое сделает тебя храмом Божиим». Конечно можно было не только позакрывать церкви, но и разрушить их, но совершенно невозможным было разрушить дома миллионов верующих, в которых, так же, как и в храме был иконостас. При этом, многие из таких домов, при отсутствии в округе храмов становились местом для богослужений.
5. А ведь тогда Советской власти казалось, что вот еще немного, еще чуть-чуть, и она сможет показать по телевизору «последнего попа». Как отмечает автор, годы, проведенные на рязанщине, батюшка называл благодатными. Он вспоминал их с благодарностью к Богу и с благодарностью к своим прихожанам у которых он учился народной мудрости. Но духовническая деятельность отца Иоанна на рязанской земле не могла быть не замеченной властями. Чтобы оторвать его от прихода, от полюбивших его прихожан, уполномоченный постоянно переводил батюшку из одно храма в другой. И на всех указах уполномоченного о переводах есть приписка рязанского епископа Николая (Чуфаровского): «Переводится на благо Церкви и на пользу дела».
6. Уполномоченный даже представить себе не мог, насколько эта приписка была промыслительной. Ну какое благо, какая польза могла быть от постоянной перемены места служения? Да и откуда было знать ему, атеисту, что такое Божья воля. А вот владыка Николай очень даже хорошо знал. «Отогрел души людей на этом приходе – пусть едет отогревать их на другом. Возродил этот храм – пусть возрождает другой» – рассуждал он. Так и получалось. Польза от переводов была очевидная. Храмы, из-за обветшалости готовящиеся к закрытию, восстанавливались, приходская жизнь оживала. Так и шел по рязанской земле батюшка Иоанн Крестьянкин со своим неизменным чемоданчиком-саквояжем из прихода в приход. Возгревал у людей веру, утешал отчаявшихся, ободрял унывающих и возрождал, «для пользы Церкви» как храмы, так и души рязанцев. А по сути и вся его жизнь прошла по слову рязанского владыки «для пользы Церкви, на благо дела».
7. Добрым пастырем, горящим любовью ко Христу и Церкви Его был и архимандрит Авель (Македонов), почивший также в 2006 году, но 6 декабря. Он посвятил Господу свою жизнь еще в малых летах, а монашеский постриг принял, когда ему было всего 18. Более 20 лет служил отец Авель в храмах Рязанской и Ярославской епархий; девять лет управлял Свято-Пантелеимоновым русским монастырем на Афоне. А в 1989 году он был назначен наместником возрождающегося Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью. Здесь отцу Авелю удалось возродить истинный дух монашеской жизни. Монастырь стал неким духовным светочем, привлекающим множество богомольцев и паломников. О нем рассказывает вторая часть книги.
8. Ну а третья поведает о митрополите Симоне (Новикове), который также почил в 2006 году, 1 сентября. Владыка Симон с юности проявил себя подвижником, человеком неколебимой веры, молитвенником. Его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к людям, энциклопедические знания неизменно привлекали к нему множество людей. Автор на основе разных воспоминаний, а также встреч, интервью с владыкой и его ближними знакомит читателя с этапами жизненного пути митрополита Симона, с множеством незабываемых эпизодов его служения.
***
Как пишет автор, близко знавший владыку Симона клирик Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков сказал о нем так: «Святые отцы говорили, что трудно достигнуть спасения, если не увидишь праведника во плоти, человека, который являет собой некий идеал и показывает, как правильно прожить эту жизнь, чтобы наследовать Царство Небесное. Митрополит Симон был именно таким человеком, который являл собой пример жизни Во Христе и учил нас жить так, чтобы наследовать Царство Небесное». Эти слова можно адресовать так и отцу Иоанну, и отцу Авелю. Публикуя книгу рассказов об этих известных всей России подвижниках веры, автор надеется, что она принесет духовную пользу православному читателю.
Благая часть. 2 апреля
Воскресные беседы. 100 лет изъятию церковных ценностей
События недели. 2 апреля 2023
Церковь и общество. Беседа с хормейстером, дирижёром, и педагогом Ильёй Ильичём Вашеруком
Православный словарь. Риза
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!