У книжной полки. Краткое изложение священного трезвения

22 февраля 2024 г.

Книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, называют «сокровищницей видений, собранием духовных дарований... вместилищем Божественного познания и премудрости... кратким изложением священного трезвения», или, «Малым Добротолюбием». Ее автором является преподобный Петр Дамаскин, «писатель», который, по словам архимандрита Ювеналия (Половцева), на собственном опыте ясно познал «истины внутренней жизни», уразумел «множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность христианина-подвижника... и потому неложно» указывал «путь другим, желающим подвизаться». Творение прп. Петра Дамаскина под названием «Краткое изложение священного трезвения», вышло в свет в издательстве Правило веры, и заняло свое место на нашей книжной полке.

***

1. Творение святого Петра Дамаскина было издано в 1782 году в Венеции на греческом языке и вместе с другими писаниями святых отцов вошло в состав большой книги под названием Добротолюбие. В предисловии к тому изданию жизнь преподобного писателя отнесена к 8 веку. А сам он называется священномучеником и епископом Дамасским. В греческом же Синаксарнике, изданном известным своими учеными трудами Святогорцем Никодимом, последний говорит, что было два священномученика Петра Дамасских. Первый — упоминаемый в предисловии Добротолюбия, и другой, скончав­шийся от меча. Некоторые, продолжает Никодим, приписывают сочинение книги о духовной жизни первому, а другие противоречат этому, на основании того, что писатель ее упоминает о Симеоне Метафрасте, жившем в X столетии, и полагают, что книгу о духовной жизни сочинил второй, священномученик Петр, живший позднее.

2. Однако в предисловии подлинника мы находим следующие сведения о жизни преподобного Петра. Будучи епископом Дамаска, он жил в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, святой Петр был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но, получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был очень трудолюбив. И, поучаясь в законе Господни день и нощь и напояемый отсюда животочными струями, оказался поистине, со­гласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще боль­шие и величайшие при смерти получением венца мученического.

3. Как отмечает архимандрит Ювеналий в предисловии к изданию 1782 года, «в подобном сочинении, конечно, важно не время жизни писателя и не иерархическая степень, кото­рую он занимал, а нравственная польза, доставляемая его творением. В этом великом достоинстве нельзя отказать книге святого Петра. Первая часть ее составляет одно непрерывное сказание или «напоминание душе своей». Об этом в первой главе сам святой пишет: «Многих и великих даров сподобившись от Бога, по благодати, и не сделав ничего доброго, я, бедный, убоялся, чтобы по лености и праздности не пришли для меня в забвение такие дары и столькие благодеяния Божии и мои прегрешения, и не оказался я неблагоразумным и неблагодарным к Благодетелю. Потому и написал это «напоминание» в обличение бедной души моей, и поместил в нем по именам все те творения, жизнеописания и слова святых отцов, которые я прочитал с тем, чтобы это служило мне хотя отчасти воспоминанием их слов».

4. По словам прп. Петра, «Бог просвещает всех познанием, как лучами, а после знания даровал и веру». … Далее, как отмечает святой отец, человек «чрез веру получает истинное познание, делами сохраняет памятование, и Бог дарует ему большее усердие, знание и силу. Из естественного познания рождается усердие, от усердия же сила делать (доброе), и деланием сохраняется памятование. От памятования бывает большее делание, и ради сего даруется большее знание, а от этого знания, называемого мудростью, рождается воздержание страстей и терпение скорбей. От них происходят труды о Боге и познание даров Божиих и своих согрешений, от которых – благоразумие, чрез него – страх Божий».

5. Из этих и других слов, которые заключены на страницах книги, а также из естества вещей, по словам автора, мы видим, что «всякому человеку, если он захочет спастись, ничто не может воспрепятствовать: ни время, ни место, ни начинание. Только чтобы он поступал, как дело требует, как должно с рассуждением, направляя всякую мысль к намерению Божию. Ибо не то, собственно, нужно, что делается, а для чего делается».  Как утверждает прп. Петр, «места и занятия различны». И потому, повторяет он, каждый должен приобрести рассуждение, или даруемое от Бога чрез смиренномудрие, или чрез вопрошение имеющих дарование рассуждения. Чрез рассуждение человек познает свою силу и предприятие, к которому он хочет приступить, и таким образом начинает делом благоугождать Богу».

6. Во второй части издания содержится вторая книга прп. Петра, заключающая в себе 24 кратких слова, полных духовного видения. И в первом из них говорится «о духовной мудрости». Как отмечает автор, «Начало всех письмен, на каждом языке, составляет «альфа», хотя некоторые сего и не знают. И начало всех добродетелей есть духовная мудрость, хотя она же составляет и конец их: ибо если она не приблизится к уму, то человек не может сделать ничего доброго». Потому, признается смиренный автор, и боюсь я писать что-либо о мудрости, будучи вовсе немудр; ибо четыре, как полагаю, различные вещи приводят ум в состояние говорить.

7. Это или сверхъестественная благодать свыше и блаженство, или чистота, происходящая от подвигов по Богу и могущая привести душу в первоначальную красоту ее, или усвоение земной учености, приобретаемое чрез обучение человеческое и старание о внешней мудрости, или, опять, проклятое и сатанинское обольщение, происходящее от гордости и лукавства демонского и составляющее извращение естества. А я, не причастный ничему сказанному, как могу писать? – недоумею; разве только вера ваша, понуждающая меня к сему по Богу, привлечет благодать к перу». Несмотря на эти смиренные слова, мы видим перед собой труд, исполненный духовной мудрости, с которым читатели смогут познакомиться, открыв эту книгу.

***

По словам издателей этой книги, святой Петр Дамаскин, (а память его совершается сегодня, 22 февраля), оставил эту поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатью им трудолюбиво сочинен­ную. В ней представлено общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного трезвения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать