***
1. Творение святого Петра Дамаскина было издано в 1782 году в Венеции на греческом языке и вместе с другими писаниями святых отцов вошло в состав большой книги под названием Добротолюбие. В предисловии к тому изданию жизнь преподобного писателя отнесена к 8 веку. А сам он называется священномучеником и епископом Дамасским. В греческом же Синаксарнике, изданном известным своими учеными трудами Святогорцем Никодимом, последний говорит, что было два священномученика Петра Дамасских. Первый — упоминаемый в предисловии Добротолюбия, и другой, скончавшийся от меча. Некоторые, продолжает Никодим, приписывают сочинение книги о духовной жизни первому, а другие противоречат этому, на основании того, что писатель ее упоминает о Симеоне Метафрасте, жившем в X столетии, и полагают, что книгу о духовной жизни сочинил второй, священномученик Петр, живший позднее.
2. Однако в предисловии подлинника мы находим следующие сведения о жизни преподобного Петра. Будучи епископом Дамаска, он жил в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, святой Петр был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но, получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был очень трудолюбив. И, поучаясь в законе Господни день и нощь и напояемый отсюда животочными струями, оказался поистине, согласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще большие и величайшие при смерти получением венца мученического.
3. Как отмечает архимандрит Ювеналий в предисловии к изданию 1782 года, «в подобном сочинении, конечно, важно не время жизни писателя и не иерархическая степень, которую он занимал, а нравственная польза, доставляемая его творением. В этом великом достоинстве нельзя отказать книге святого Петра. Первая часть ее составляет одно непрерывное сказание или «напоминание душе своей». Об этом в первой главе сам святой пишет: «Многих и великих даров сподобившись от Бога, по благодати, и не сделав ничего доброго, я, бедный, убоялся, чтобы по лености и праздности не пришли для меня в забвение такие дары и столькие благодеяния Божии и мои прегрешения, и не оказался я неблагоразумным и неблагодарным к Благодетелю. Потому и написал это «напоминание» в обличение бедной души моей, и поместил в нем по именам все те творения, жизнеописания и слова святых отцов, которые я прочитал с тем, чтобы это служило мне хотя отчасти воспоминанием их слов».
4. По словам прп. Петра, «Бог просвещает всех познанием, как лучами, а после знания даровал и веру». … Далее, как отмечает святой отец, человек «чрез веру получает истинное познание, делами сохраняет памятование, и Бог дарует ему большее усердие, знание и силу. Из естественного познания рождается усердие, от усердия же сила делать (доброе), и деланием сохраняется памятование. От памятования бывает большее делание, и ради сего даруется большее знание, а от этого знания, называемого мудростью, рождается воздержание страстей и терпение скорбей. От них происходят труды о Боге и познание даров Божиих и своих согрешений, от которых – благоразумие, чрез него – страх Божий».
5. Из этих и других слов, которые заключены на страницах книги, а также из естества вещей, по словам автора, мы видим, что «всякому человеку, если он захочет спастись, ничто не может воспрепятствовать: ни время, ни место, ни начинание. Только чтобы он поступал, как дело требует, как должно с рассуждением, направляя всякую мысль к намерению Божию. Ибо не то, собственно, нужно, что делается, а для чего делается». Как утверждает прп. Петр, «места и занятия различны». И потому, повторяет он, каждый должен приобрести рассуждение, или даруемое от Бога чрез смиренномудрие, или чрез вопрошение имеющих дарование рассуждения. Чрез рассуждение человек познает свою силу и предприятие, к которому он хочет приступить, и таким образом начинает делом благоугождать Богу».
6. Во второй части издания содержится вторая книга прп. Петра, заключающая в себе 24 кратких слова, полных духовного видения. И в первом из них говорится «о духовной мудрости». Как отмечает автор, «Начало всех письмен, на каждом языке, составляет «альфа», хотя некоторые сего и не знают. И начало всех добродетелей есть духовная мудрость, хотя она же составляет и конец их: ибо если она не приблизится к уму, то человек не может сделать ничего доброго». Потому, признается смиренный автор, и боюсь я писать что-либо о мудрости, будучи вовсе немудр; ибо четыре, как полагаю, различные вещи приводят ум в состояние говорить.
7. Это или сверхъестественная благодать свыше и блаженство, или чистота, происходящая от подвигов по Богу и могущая привести душу в первоначальную красоту ее, или усвоение земной учености, приобретаемое чрез обучение человеческое и старание о внешней мудрости, или, опять, проклятое и сатанинское обольщение, происходящее от гордости и лукавства демонского и составляющее извращение естества. А я, не причастный ничему сказанному, как могу писать? – недоумею; разве только вера ваша, понуждающая меня к сему по Богу, привлечет благодать к перу». Несмотря на эти смиренные слова, мы видим перед собой труд, исполненный духовной мудрости, с которым читатели смогут познакомиться, открыв эту книгу.
***
По словам издателей этой книги, святой Петр Дамаскин, (а память его совершается сегодня, 22 февраля), оставил эту поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатью им трудолюбиво сочиненную. В ней представлено общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного трезвения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!