У книжной полки. Священник Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей

23 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Множество святых просияло на земле от сотворения мира. Особенно много явилось их в первые века христианства - време­на апостольские, эпоху мучеников и золо­той век монашества. Но и в наши оскудевшие духом времена посылают­ся Богом святые в мир. Приходят они для того, чтобы вознести молитву к Престолу Божию за людской род, чтобы он не погиб окончательно, и для того, чтобы явить людям величие Евангельских идеалов. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что конец веков не наступит до тех пор, пока будет совершаться молитва святых за мир. Одним из таких святых, которым Господь благословил наши времена, был старец Паисий Святогорец. О нем рассказывает книга  - «Когда чужая боль становится своей».

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского. Она содержит жизнеописание старца Паисия, воспоминания о нем и его поучения. В предисловии книги ее автор, священник Дионисий Тацис пишет: «Святость - это не только результат трудов подвижника, но, прежде всего, она является  действием Божией благодати. Если есть люди, которые от серд­ца ищут Истину, Господь для них воздвигнет свято­го, который и жизнью своей, и словом укажет им путь к Истине. Подвижники, стремящиеся всем серд­цем угодить Богу, всегда были и будут. Но если мир не готов к их подвигу и не ищет общения с ни­ми, Господь и не являет их миру. В беззвестности работают они Богу, имея общение с небольшим кругом единодушной братии. Оскудение старцев и старчества в наши последние времена свидетельству­ет лишь о том, что мир не ищет Истины».

2. По словам отца Дионисия, когда первохристианский мир начал отступать от Бога, Божия благодать учредила святые обители. С того времени истинное христианство хранится в недрах монашества и дух первых христиан пре­бывает в монастырях, благодатно изливаясь оттуда на вселенную. Взоры всех иноков обращались на Святой Афон, так как слава о строгом жительстве отцов достигла пределов земли. В силу природного местоположения Афона и строгости устава его обителей, монашество здесь сохранилось до наших дней в наименее поврежден­ном виде. Божия Матерь повелела насельникам Ее земного удела хранить, как величайшее сокровище Православную веру, а также Отеческие заветы и уставы монашеской жизни.

3. Когда в русской духовной литературе заходит речь о Святой Афонской Горе, большей частью говорят о русском Афоне, то есть, о Свято-Пантелеимоновском монастыре и свя­занных с ним подвижниках. Но по замыслу Божию на Святой Горе подвизаются представители всех наро­дов, принявших Православие, поэтому исторически там находились, кроме греческих обителей, монас­тыри: русский Пантелеимонов, сербский Хиландар, болгарский Зограф, румынский  Кутлумуш, грузинский  Ивер, скит молдавский, а так­же другие многочисленные скиты и кельи. Среди греков, как мирян, так и монахов, есть истинные друзья нашего Отечества, радушно встречающие паломников из России. Очень мно­гие из них с благодарностью вспоминают заслуги Рос­сии в деле освобождения Греции от турецкого ига.  Одним из таких людей был и прп. Паисий Святогорец.

4. Как рассказывает автор, отец Паисий, в миру Арсений Эзнипидис, родился в Фарасе Каппадокийской в июле 1924 года. У его родителей было 10 детей. Один их них через несколько дней после рождения был крещен деревенским священником иеромонахом Арсением, который и нарек младенца своим именем. Маленький Арсений окончил начальную школу в Греческой Конице, при этом у мальчика обнаружились большие способности и большая любовь к учебе. Однако из-за бедности его не отправили в гимназию для продолжения образования. И поэтому Арсений занялся плотницким ремеслом, которое быстро освоил. Одновременно он занимался хозяйственными делами отца.

5. С ранних лет у мальчика проявлялось врожденное стремление к Богу, и он стал посвящать себя разным аскетическим деланиям - жил в подвигах и молитве. В 15 лет он имел обыкновение уходить в лес, где построил незамысловатую келью из дерева и ветвей, и там слезно молился. Когда юношу взяли в армию, он исполнял обязанности связиста почти 5 лет - и как говорил позже: «служил земному царю». А после мобилизации совершил свое первое паломничество на Святую Гору Афон. Возвратившись оттуда, Арсений всеми силами стремился уладить земные дела,  для того, чтобы  принять монашество на Святой Горе. Что собственно вскоре и исполнил.

6. В 1950 году он стал послушником, а в 1954 году в монастыре Есфигмен принял рясофор с именем Аверкий. Спустя еще 2 года - был пострижен в малую схиму с именем Паисий. По словам автора, «старческий подвиг старца Паисия имеет особен­ное значение для христиан нашего времени. Будучи подлинным исихастом и одним из великих по­движников Афонской Горы, отец Паисий достиг опытных познаний в духовной жизни. Соединяя свой духовный опыт с глубоким знанием святоотеческих творений, он сумел мудро передать его тысячам приходящих к нему. Его рассуждение простиралось на самые разнообразные стороны жизни, поэтому к нему шли за назиданием самые разные люди: от епископов и государственных са­новников до простых мирян и даже людей далеких от Церкви и совсем неверующих.

7. При этом, как отмечает автор, отец Паисий имел смиренный нрав, и жизнь его была непрестанным подвигом. Сведения о его жизни, которые отец Дионисий излагает в книге, являются плодом кропотливых изысканий. Хорошо известно, что старец никогда не говорил о своей жизни. В редчайших случаях он ронял о себе словечко, да и то всегда прикровенно. Так что собрать сведения о его жизни - труд не из легких. И все же автору удалось составить хронологию важнейших событий и сделать сводное жизнеописание, которое, конечно, не может раскрыть все духовное богатство старца. Таким образом, можно сказать, что перед нами лишь внешняя сторона его биографии, ибо духовное богатство от нас сокрыто; и сам старец, следуя правилу святых, «мерял глубину свою греховную, а не духовную».

8. После смерти старца отец Дионисий решился рассказать то, что знал о нем сам и что ему поведали разные люди со всех концов Греции. Так и появилась эта книга. «Надеюсь, - пишет автор в предисловии, - дорогой читатель увидит, что эта моя попытка рассказать о старце приносит свои плоды. Дело, естественно, не окончено, да я и не знаю, можно ли его вообще завершить: ведь о. Паисий последние двадцать лет наставлял тысячи людей, и каждого по-своему. В то же время и его молитва принесла многим благодатную помощь. Все это невозможно описать. Я изложил лишь часть поучений старца и некоторые обстоятельства его жизни».

***

Прп. Паисий Святогорец, по словам автора книги, был старцем скорбящих и страждущих. Он как бы взвешивал скорбь и боль каждого, и действовал соответственно. Старец говорил: «Всегда стараюсь не заниматься своей болью. На уме у меня боль других людей, и эту боль делаю своей. Так мы обязаны всегда вставать на место других... Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным, потому и сказал Христос: "...от лишения своего...". Когда я делаю добро, отдохнув, оно не дорого стоит... Устав, и идя на жертву, для того чтобы помочь другому, я испытываю райскую радость... Мой собственный покой рождается от того, что я доставляю покой другому», «когда чужая боль становится своей»!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать