***
1. «Ключ от дверей рая» - это уже четвертая книга игумении Феофилы (Лепешинской), которая выходит в издательстве храма мц. Татианы при МГУ. Первые три были посвящены размышлению о старости, о женском призвании и о современном монашестве. И вот новая книга посвящена теме послушания. Игумения Феофила - настоятельница монастыря Богородично-Рождественской девичья пустынь в селе Барятине. И первыми слушателями электронной версии ее книги стали, естественно, насельницы вверенной автору обители. По словам матушки, одна из сестер, услышав слово «послушание», ехидно заметила: «Размышления о том, чего нет?». Фактически она права: именно горечь от осознания печального факта породила эту небольшую книгу.
2. В предисловии к изданию автором кратко изложено содержание 22 глав, составивших книг, что дает читателю возможность войти в эту сложнейшую тему, причем для мирянина она не менее важна, чем для монаха, связанного обетом послушания, даваемым при постриге. Начинается книга с краткого обозрения эволюции общественного сознания в последние десятилетия - с эйфории от крушения коммунистической идеологии до разочарования в пришедших ей на смену ценностях, подменяющих христианские заповеди. Сегодня даже неверующие догадываются, что отказ от исполнения божественных заповедей ведет к краху цивилизации.
3. Далее в первых главах говорится о послушании в традиционном монашеском понимании. Как пишет святитель Игнатий, «мы приходим из мира в монастырь, чтоб оставить греховные навыки, полученные в мирской жизни и стяжать навыки истинно христианские <...> монастырские занятия называются послушаниями, потому что они соединены с отречением от своей воли и от своих разумений. Последствием упражнения в послушаниях бывают истинное смирение и духовный разум». В монашестве, по словам автора, совершается преображение, исцеление от страстей, исковеркавших душу, но только если человек поверил Христу и перестал цепляться за собственное мнение, собственную выгоду и отказался от разрушительного своеволия.
4. Главы четвертая и пятая рассматривают особенности подвига послушания в истории русского монашества: речь идет о месте послушания среди других монашеских обетов и отражении опыта подвижников прошлого в уставах монастырей. А поскольку послушание является фундаментальной основой монашества, невозможно в книге о нем избежать и обращения к болезненным проблемам современных обителей, которые часто подвергаются жесткой критике, особенно со стороны разочарованных, покинувших монастыри. Об этом автор говорит в шестой главе. Седьмая глава иллюстрирует последствия своеволия в самых разных явлениях современности.
5. В Священном Писании мы находим немало увещаний к повиновению слуг господам, жен мужьям, детей родителям. В наше время мы можем продолжить этот список: рабочий обязан следовать решению инженера, учащийся внимать преподавателю, все трудящиеся слушаться начальников, все граждане доверять избранному президенту. Словом, послушание необходимо всякому человеку. Техногенные катастрофы и многочисленные аварии почти всегда оказываются следствием самодеятельности и самоуверенности, пренебрежения правилами техники безопасности и требованиями производственной дисциплины.
6. Главы с восьмой по десятую повествуют об истоках и следствиях альтернативы послушанию - пагубном своеволии, воспринимаемом многими как свобода. Не забудем, что отпадение от Бога началось именно со злоупотребления дарованной Создателем свободой. После грехопадения бес противоречия борет человека по своему хотению. Духовные люди во все времена предупреждали об этой опасности. Глава одиннадцатая – это плач об упущенных возможностях нашего государства в воспитании постсоветского человека. Послушание необходимое условие мира и благоденствия России, столетиями ограждаемой христианской верой, которую усиленно истребляли в семидесятилетнем плену безбожия. Многие, если не большинство одичавших граждан забыли уважать и слушать старших, покоряться родителям, ценить учащих и, главное, внимать заповедям Божиим.
7. Современный человек, по словам автора, относящий себя к европейской культуре, жаждет не спасения и вечной жизни, но здоровья, сытости и комфорта в земном мире, который превратился в сплошное общество потребления. Запрет христианской проповеди в школах свидетельствует о равнодушии властей к одной из главных своих задач возращению сознательного, ответственного человека, патриота своего отечества. Глава двенадцатая касается богословского содержания понятия «послушание». Вера, даруемая Богом, означает ответственность; послушание есть мера нашей любви ко Христу, доверия Ему, готовности следовать Его всегда благой воле. В главе приводятся примеры правильного и ошибочного понимания послушания. Подлинное послушание немыслимо без руководителя, поэтому глава тринадцатая содержит краткие сведения о старцах и духовниках не столь давней эпохи, об их жизни и подвиге в годы гонений, когда монашество почти превратилось в воспоминание.
8. Глава четырнадцатая предостерегает от распространенного в наше время соблазна выбирать духовника ради удобства вверить свою волю и жизнь старцу, пусть фальшивому. Глава 16-я говорит об оскудении монашеских добродетелей, и особенно - послушания. А 17-я – о тех страданиях, которые испытывает человек, желающий отречься от своеволия, сознательно предающий себя Божией воле в стремлении исполнять Его заповеди. В следующих двух главах говорится о послушании как доверию Богу и ближнему, а в 20-й - о пользе духовного образования. Глава 21-я исследует возможные перспективы возвращения нашего народа в Церковь и обновления монашества. И наконец, 22-я - посвящена преподобному Паисию (Величковскому), который считал послушание главным монашеским деланием, без которого невозможно достичь ни чистоты сердца, ни подлинной молитвы, ни смирения.
***
Заканчивается эта книга словами о. Георгия Фроловского о расточающем начале своеволия и творческой мощи послушания. Послушание - не только один из монашеских обетов, но и добродетель, без которой немыслимо спасение христианина, поскольку послушанием искореняется эгоизм и стяжается смирение. Цель послушания в исполнении воли Божией, а не человеческой, а потому послушание есть мера нашей любви ко Христу. Именно послушание, заповеданное нам как способ оживотворить наше мертвенное естество, возвращает нас к Богу. Более подробно обо всём этом и говорит автор со страниц этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!