***
1. Автор этой книги - художница Людмила Васильевна Новихина. Она родилась и училась в Астрахани. Именно здесь в художественной школе №1 обучалась рисованию. Потом был Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова. В колледж вернулась уже преподавателем после окончания Московской академии им. С.Г. Строганова. До прихода в Церковь, кроме преподавательской работы, много работала творчески: занималась мелкой пластикой в металле (медальерное искусство) и перегородчатыми эмалями, участвовала в различных художественных выставках. В 1993 году вступила в Союз художников России.
2. А в 1992 году, когда праздновалось 600-летие преставления преподобного Сергея Радонежского и год прославления его родителей, преподобных Кирилла и Марии, в Хотькове вновь был открыт Покровский женский монастырь. При нем начала действовать воскресная школа. Именно тогда произошло воцерковление Людмилы Васильевны. Об этом периоде она пишет: «По мере воцерковления я стала понимать, что все, чем занималась до сих пор, это «суета сует». Сначала поменяла тематику своих произведений, а потом и вовсе прекратила работать для выставок. Стала выполнять только отдельные заказы и оформление к православным праздникам воскресной школы Хотьковского монастыря и Сергиево-Посадской православной гимназии. Я и не подозревала тогда, что Господь уже приготовил мне серьезную творческую работу на многие годы!»
3. В 1994 году во время паломнической поездки в Троице-Сергиеву Лавру Людмила Васильевна познакомилась архимандритом Наумом (Байбородиным). А в 2007 году, как отмечает автор, батюшка взял ее под свое крыло и стал за неё молиться. Далее Людмила Васильевна рассказывает: «Весной 2008 года отец Наум неожиданно спросил меня: «А ты можешь переучиться на иконописца?» Я сказала: «Не знаю». Я боялась и подумать об этом, ведь по мере воцерковления для меня становилось все очевиднее, что в свое время пошла не тем путем. Мне казалось, что время потеряно безвозвратно, что это желание, таящееся в самой глубине моей души, совершенно неосуществимо, потому что я уже тогда достигла пенсионного возраста. Но неисповедимы пути Господни!»
4. После небольшой стажировки у лаврского иконописца Валентины Сергеевны Глазовской, Людмила Васильевна приехала к отцу Науму, который спросил у нее, знает ли она о Кёнигсбергском чуде явления Божией Матери во время штурма города в 1945 году на Благовещение. Она ответила, что читала в книге «Чудеса на дорогах войны» рассказ «Стена Необоримая», в котором написано об этом. И неожиданно батюшка благословил художницу разрабатывать эскизы иконы, посвященной этому чуду! С января 2009 года Людмила Васильевна преподавала в училище на отделении живописи новый предмет - иконографию. И трудилась над первым эскизом. На его разработку ушло около двух лет. Постепенно появилось несколько вариантов эскиза. Однако, когда их увидел отец Наум, он сказал, как бы вскользь: «А вот Александр Иванов, когда работал над своей картиной «Явление Христа народу», сделал сто двадцать эскизов».
5. «Я, - говорит автор, - не сразу осмыслила эти слова батюшки. Ведь тогда я даже не предполагала, что моя работа может затянуться на многие годы! Эскизов действительно было немало, но, к сожалению, я взяла за основу тот незначительный материал (всего две странички), что был в книге «Чудеса на дорогах войны», акцентируя внимание на чуде, а в остальном используя условный подход к теме. Поэтому мой первый консультант Валентина Сергеевна Глазовская справедливо раскритиковала тот законченный эскиз, когда я показала его в 2011 году».
6. Работа над вторым эскизом тоже продолжалась в общей сложности около двух лет (с 2012 по 2014 год). Этот эскиз батюшка одобрил и благословил писать икону. Она была написана к 70-летию Победы. Но отец Наум посмотрел на икону и сказал: «Нет, это не то...» И он начал рассказывать, как все было на самом деле, ведь он был в Кёнигсберге в конце войны и видел, какой там был кошмар после четырехдневного штурма. «Я, - рассказывает автор, - слушала батюшку и понимала, что все, о чем он говорит, можно было бы изобразить, если бы это была картина, а не икона. Но ведь у иконы своя специфика, свои каноны. Что делать, я не знала». Тогда отец Наум благословил Людмилу Васильевну поехать в Калининград, и посмотреть все самой.
7. Автор рассказывает: «Во время поездки для меня стало очевидно то, чего я еще не понимала, берясь за работу: важна каждая деталь, каждая мелочь в событиях, происшедших в Кенигсберге 7 апреля 1945 года. И вот что я поняла еще: без Божией помощи взять такую крепость за четыре дня было невозможно. Недаром эта восточно-прусская крепость стала единственным городом не столицей, в честь штурма которого была учреждена наградная медаль «За взятие Кёнигсберга». Мне стало ясно, что для работы над иконой необходимо познакомиться с историей этого города-крепости, военной обстановкой того времени и хроникой самого штурма. Поэтому, вернувшись из своей поездки в Калининград, я углубилась в исторические свидетельства, в воспоминания о штурме Кёнигсберга».
8. Людмила Васильевна изучала историю Восточно-Прусской операции и Кёнигсбергского штурма во время Великой Отечественной войны, опираясь в основном на свидетельства участников тех событий, а также на фотографии и хроникальные фильмы того времени. По книге маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского «Дело всей жизни» изучила действия армий и воинских частей, участвовавших в тех боевых действиях. Одновременно приступила к работе над вторым вариантом иконы «Кёнигсбергское чудо». А спустя годы собранный автором исторический материал о Кёнигсберге, о четырехдневном штурме города-крепости, о том, что удалось узнать о Чуде явления Божией Матери, и многом другом вышел отдельной книгой. Ее мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
Эта книга рассказывает об истории создания необычной иконы «Кёнигсбергское чудо». По благословению батюшки Людмила Васильевна Новихина в течение двенадцати лет искала путь к максимально точному и правдивому иконографическому изображению явления Божией Матери и Ее помощи при взятии Кёнигсберга. Эти годы были наполнены и искушениями, и неудачами, и удивительными творческими находками, и поразительными событиями, которые помогли установить точное место явления Божией Матери. Обо всем этом Людмила Васильевна рассказывает просто и откровенно, делясь радостью созидания с нами, своими читателями.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!