***
1. Как отмечают издатели, книга игумена Нектария (Морозова) освещает основные вопросы духовной жизни современного православного христианина. Какова роль духовника в жизни христианина? Как научиться принимать правильные решения и нести за них ответственность? Нужно ли подавлять свои эмоции, как пережить охлаждение в вере и обрести себя? Можно ли дружить со святыми, для чего нужны искушения, почему важна молитва, зачем мы пришли в этот мир — всё это и многое другое вы узнаете из книги. Автор подробно рассматривает главные проблемы и опасности на пути духовного возрастания и даёт практические советы в их разрешении.
2. Как отмечает отец Нектарий, хотя в этой книге беседы выглядят как монолог, в них незримо присутствует множество других людей, которые в этих беседах описывали различные жизненные ситуации, с которыми они сталкивались и задавались вопросом: как я здесь должен поступить, если я христианин? По словам автора, одной из самых серьезных проблем нашей церковной жизни является ее расцерковленность. Сегодня, - говорит отец Нектарий, - в Церкви очень мало людей, которые пришли в нее через некую преемственность, были воспитаны в христианской традиции. Огромное количество людей в наших храмах имеет очень неясные представления о христианстве. Конечно, большинство верующих пытается формировать эти самые представления по ходу своей жизни, но далеко не всегда это удается сделать правильным образом.
3. В наши дни, по словам автора, нет проблемы принять крещение, стать прихожанином того или иного храма, приобрести и прочесть Новый Завет. И остальное в целом несложно: нет никакой особой трудности в том, чтобы совершать молитвенное правило, приступать к церковным таинствам, участвовать в приходских мероприятиях. Но при этом стать христианином — очень сложно, потому что слишком многим сегодня заслоняется от нас христианство. Но на самом деле критерий того, насколько нам удается жить по-христиански, достаточно прост: это то, насколько мы в своей жизни являемся людьми, преданными и верными Евангелию, насколько мы готовы руководствоваться им в каждой ситуации выбора и с ним соотносить свое внутреннее устроение.
4. Однако, как отмечает отец Нектарий, здесь мы очень часто сталкиваемся с такой проблемой: когда современный человек читает Евангелие, когда он вслед за тем начинает читать святых отцов, ему все время кажется, что между его жизнью и той жизнью, о которой говорится там, пролегает пропасть. И он на многое из того, что написано, не обращает должного внимания, не относя это к себе. Но всё можно увидеть иначе, если понять, что восхождение каждого из нас по этой лествице к Небу начинается с некоего нулевого уровня. Достаточно встать на ступеньку, которая для нас находится почти вровень с землей, но при этом — решиться идти дальше. И я думаю, - говорит отец Нектарий, - что задача современных авторов, пишущих о христианстве и о том, чем оно должно быть в нашей жизни, как раз заключается в том, чтобы перекинуть мостик через эту мнимую пропасть.
5. Отчасти попытка такого рода предпринята и в беседах священника с прихожанами. Листая книгу, можно увидеть, что в ней есть темы, как напрямую относящиеся к церковной жизни, так и связанные с ней очень опосредованно. Почему так? Потому что христианская жизнь, как отмечает автор, - это вся жизнь человека, а она имеет очень разные грани, разные стороны. И бывает так, что верующий человек читает православную литературу и узнаёт из нее достаточно много о том, как нужно ходить в храм, как нужно молиться, как строится богослужение и т.д. Но при этом он совершенно не понимает и даже не задумывается о том, что христианином он является везде — дома, на работе, просто на улице, в сложных для него взаимоотношениях с людьми, и совокупность этих проявлений и есть выражение его веры и его жизнь со Христом или вне Христа.
6. Невозможно, - говорит отец Нектарий, - в какие-то моменты, выборочно, жить в отрыве от своего христианского вероисповедания, потому что тогда от него ровным счетом ничего не остается. То есть ты либо христианин всегда, либо вообще не христианин, потому что если ты «христианин иногда», это уже не христианство, а что-то тобой самим придуманное для успокоения своей совести. Именно поэтому у книги такой подзаголовок: «Как быть христианином всегда?». При этом автор, конечно, сам понимает, насколько трудно этому учиться, через какие преткновения и через какие скорби человек продирается к тому, чтобы христианство стало образом его действий. И собранные на страницах книги беседы, были рождены, в том числе из желания поговорить с приходящими на них людьми о том, о чем отец Нектарий хотел бы поговорить и неоднократно говорил с самим собой.
7. В этой книге говорится о христианском служении, о внешней форме и сущности христианства, о внутренней дисциплине, которой нам всегда не хватает, о том, как принимать решения, и чем при этом руководствоваться. Автор отвечает на такие вопросы: Почему в христианской жизни необходимо преодолевать трудности? Почему происходит охлаждение в вере? Каким должно быть отношение верующего человека к своему здоровью? Говорит автор со своими собеседниками и читателями книги и об искушениях, которые каждый из нас переживает на протяжении всей свое жизни, о падениях в жизни христианина, о принципах борьбы со страстями, об укреплении души.
8. По словам отца Нектария, научиться жить по-христиански невозможно, если не понимать, в каком состоянии немощи мы находимся и насколько бесконечен путь, который мы начинаем. На страницах этой книги много говорится о наших поражениях, но нужно помнить, - говорит священник, - что поражение в жизни христианской никогда не означает окончательную победу над нами врага. Нужно только доверие Богу и горячее желание у Него этой христианской жизни учиться.
***
По словам игумена Нектария, каждый из нас задается вопросом, в чем заключается спасение? Человеку нередко кажется, что оно состоит в выполнении определенных правил, что для его достижения нужно только лишь глубокое погружение в церковную жизнь. Но на самом деле, - говорит автор, - спасение - это даже не исполнение заповедей евангельских, это лишь путь ко спасению. Оно состоит в том, чтобы понять, почувствовать ту удивительную любовь, которой любит нас Господь, и откликнуться на нее своей маленькой, несовершенной любовью. Там, где эти две любви соединяются, и рождается эта удивительная тайна спасения. А в чем тогда заключается наш «долг любви»? Об этом и говорит с нами автор со страниц своей книги, приобрести которую можно непосредственно в розничном интернет-магазине издательства «Вольный Странник».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!