Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга представляет собой коллективный труд нескольких авторов, которые на обширном документальном материале показывают историю Екатеринбургской епархии как составную часть многовекового процесса становления и упрочения православия на территории Среднего Урала. В исторической ретроспективе рассматривается широкий круг вопросов: церковно-административное устройство, строительство храмов и монастырей, повседневная приходская и монашеская жизнь, просветительская, миссионерская и благотворительная деятельность церкви. Издание богато иллюстрировано, в том числе редкими фотографиями, снабжено картами и справочным аппаратом. Рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей Русской Православной Церкви и Урала.
2. Как говорится в предисловии книги, «Православие на Среднем Урале имеет свои уникальные традиции. Край издавна был заселен коми-пермяками, коми-зырянами, удмуртами, марийцами, хантами, манси, башкирами, татарами. Ко времени прихода христианства на уральские земли у каждого народа уже сложилось свое представление о мироустройстве, высших силах, влиявших на жизнь и судьбу человека». Поэтому в повествовании о начальном этапе христианизации Урала большое место уделено дохристианским языческим верованиям многочисленных коренных народов Урала, с которыми пришлось столкнуться русским переселенцам и христианским миссионерам. В книге показан долгий путь обретения опыта сосуществования и взаимодействия народов с разными религиозными представлениями на одной территории.
3. Как отмечают авторы книги, Екатеринбургская епархия во многом разделила судьбу Православия и других конфессий России, пережив вместе со всей страной времена подъема и периоды жестоких испытаний. Довольно поздно появившись на Урале - спустя пять столетий после принятия крещения Русью, - Православная Церковь довольно быстро и глубоко освоила этот новый для нее край. Распространение Православия на Урале началось с появлением здесь русских переселенцев- крестьян и служилых людей в конце 16 в. К исходу 17 столетия вся территория Среднего Урала была включена в традиционную систему церковного управления: во всех крупных населенных пунктах были построены приходские храмы, выросли монастыри, сыгравшие значительную роль в утверждении основ православной жизни на Уральской земле и оставившие заметный след в хозяйственном освоении края.
4. В связи с этим в книге подробно говорится об основателях монастырей на Урале: святых Трифоне Вятском и Далмате Исетском, рассматривается повседневная жизнь монахов в 17-19 вв. (что ранее не изучалось), формирование основных центров паломничества в регионе, появление уже к концу 17 в. местночтимых святых, первым из которых стал праведный Симеон Верхотурский. Иноки-миссионеры, жившие в монастырях, служили тогда и на сельских приходах, повсюду распространяя христианское просвещение. Таким образом, православная жизнь динамично развивалась на Среднем Урале, пока не наступил 1917 год, когда новые власти начали политику ожесточенных гонений на религию вообще и на Православную Церковь в частности.
5. В своем слове, предваряющем издание, архиепископ Викентий (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский), возглавлявший Екатеринбургскую епархию с 1999 по 2011 год, отмечает: «20 век стал трагичным веком для Православия в России, после отделения Церкви от государства была прекращена всякая миссионерская деятельность Русской Православной церкви. Проповедь слова Божия из служения миссионерского переросла в исповеднический подвиг. Многие святители-священники и миряне окончили мученически свой крестный путь. Одним из первых мучеников на уральской земле явился святитель Андроник Пермский. Апогеем кровавых злодеяний новой власти стало убиение в Екатеринбурге в ночь на 17 июля последнего русского Царя со своей Венценосной Семьей и верными слугами.
6. За одно лето 1918 года только в Екатеринбургской епархии были замучены более пятидесяти священно-церковнослужителей, большинство из них причислены ныне к лику святых. Репрессии против духовенства продолжались на протяжении всего периода советской власти». Формы и методы новой власти были различные: это и террор, и репрессии, и административное давление, и ужесточение законодательства о религии, и ограбление Церкви, и неоднократные попытки расколоть Церковь, и мощная антирелигиозная пропаганда. В связи с этим о каком-либо развитии церковной жизни в это время и думать не приходилось. Вопрос стоял буквально о выживании Православия. В конце 1930-х гг. на территории Екатеринбургской (Свердловской) епархии сохранилось всего два десятка храмов, а сама епархия как церковно-административная единица фактически перестала существовать.
7. В годы Великой Отечественной войны в результате коррекции политического курса руководства страны положение Православной Церкви заметно улучшилось, прекратились прямые преследования за веру. Священноначалие воспользовалось этой возможностью для частичного возрождения церковной жизни. Была восстановлена Свердловская епархия и открыто несколько храмов. Но в целом религиозная жизнь оставалась под жестким контролем со стороны государства, и возможности для развития церковной жизни были сильно ограничены. С приходом к власти Хрущева положение Церкви в стране вновь резко осложняется, т.к. провозглашается форсированное строительство коммунизма, а это предполагает активную борьбу с «религиозным мракобесием».
8. Но несмотря на все гонения 20 века православная жизнь на Урале не прервалась и сохранилась во всех своих основных проявлениях. В конце ХХ века начался новый период возвращения к истокам, активного возрождения церковной жизни во всей полноте. Обо всем этом – о церковной жизни на Урале - от возникновения Православия до наших дней – рассказывает эта книга.
***
Празднование юбилея 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. ознаменовало кардинальные изменения в области государственно церковных отношений. После этого началось бурное возрождение церковной жизни. Миллионы людей вновь обрели веру и приняли участие в возрождении Православия по всей стране. Этот процесс в полной мере охватил и Свердловскую (Екатеринбургскую) епархию. Пережив страшное время лихолетья, она сумела сохраниться и восстановить значительную часть своих традиционных институтов. Произошло это благодаря не только церковным иерархам, их самоотверженности и мудрости, но и простым верующим людям, их терпению, мужеству и вере. О них также рассказывает эта книга. Она будет интересной как для историков специалистов, так и для всех жителей Урала, кому дорога наша малая родина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Этот день в истории. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!