Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга называется - «Истинные воины Царя Небесного: Преподобный Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий в древнерусской литературе и предании Церкви». Ее автор - Владимир Михайлович Кириллин — ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, заведующий кафедрой филологии, профессор Московской православной духовной академии, кафедры церковной истории Сретенской духовной семинарии, кафедры журналистики Московского Гуманитарного университета. Сфера его профессиональных интересов — славяно-русская средневековая литература и книжность, в частности палеография, текстология, поэтика, семантика, символика, художественная изобразительность, исихазм в русской литературе, история образования в Древней Руси, агиография, гомилетика, сказания о чудесах, восприятие древнерусским обществом западноевропейского мира. Автор более 160 научных и научно-популярных работ, в том числе четырех монографий и двух авторских сборников.
2. Это издание представляет собой сборник научных работ Владимира Михайловича, написанных им в разное время. Первая группа статей содержит размышления автора о времени преподобного Сергия, о Епифании Премудром как его агиобиографе, о разном отношении Епифания и Пахомия Логофета к чуду в жизни Сергия, о вере почитателей Сергия в его таинственное заступничество за Русскую землю. И вот первая статья в этом разделе как раз рассказывает читателям «о состоянии русского общества и государственности времени преподобного Сергия Радонежского и о значении его духовного подвига».
3. В статье дана общая характеристика эпохи, в которую жил преподобный Сергий Радонежский и оценка социально-политического и нравственного состояния русского общества и отношений последнего с окружающим миром. Кратко рассматривается история русских монастырей ввиду особенностей устроения Троице-Сергиева монастыря и духовного подвига его основателя, говорится о значении Святого в его земном и небесном служении для Церкви, России и народа Божия. Новизна статьи состоит в обобщающем взгляде автора на жизнь средневековой Руси, личность Радонежского игумена и его основополагающую роль в устроении общественного и частного бытия.
4. Во вступлении статьи автор пишет: «XIV столетие - время чрезвычайно тяжелое для всей Руси и русского народа. Это время междоусобиц, несогласия среди русских князей, взаимной вражды и ненависти, время опустошительных ордынских набегов, утраты обществом государственной самостоятельности и потери людьми духовных ориентиров. Именно в таком всеобщем политическом, социальном и нравственном хаосе явился вдруг смиренный подвижник во Христе Сергий, и явился как поистине спасительная сила, которой в итоге преодолено было народное разъединение и был обретен путь к возрождению и процветанию страны».
5. Но понять всю невероятную сложность подобного восстания из праха можно, лишь отчетливо представляя себе внешнее окружение, в котором в XIV столетии пребывали северо-восточные и северо-западные русские земли. Об этом автор пишет далее в своей статье. А если мы откроем вторую часть книги, то там найдем подобную статью, которая рассказывает о Русском обществе времени преподобного Иосифа Волоцкого. Также прочтем несколько строк из этой статьи. Автор пишет: «В последней трети XV - начале XVI столетия общественность Московской Руси пережила такое бурное брожение умов, какого до той поры никогда не испытывала.
6. Отражения пережитой тогда смуты выказывались в последующей российской бытийственности многоразлично и, между прочим, всё ещё не до конца выявлены и не вполне осмыслены. Речь идёт о так называемой новгородско-московской ереси, а точнее - о достаточно определенном комплексе умонастроений, которые уже современниками были оценены как "ересь жидовствующих". Применительно к Православию, к русским церковно-религиозным традициям и устоям эти умонастроения оказались достаточно деструктивными. Питающие их идеи по сути представляли собой полное или частичное неприятие, отрицание принятой на Руси системы духовных ценностей и модели общественного и индивидуального религиозного поведения».
7. Будучи распространяемы тайно, эти умонастроения оказались заразительны. Поддерживаемые в самых верхних сферах светской власти, они угрожали быть тем более губительными. Попранию подвергалось самое главное - вера, нормы поведения, святыни христиан. Реальность религиозной революции обрела катастрофические формы, ведь ее победа должна была радикально изменить жизнь нации. И не только в церковном отношении, но также политическом, экономическом, культурном, а главное - относительно домостроительства Божия о спасении человечества. И вот в такое время жил преподобный Иосиф Волоцкий.
8. В статьях, посвященных преподобному Иосифу, характеризуется в целом его литературное наследие. Как пишет автор, преподобный Иосиф Волоцкий - подвижник деятельного типа, воздействовавший на мир собственным примером, работой, опытом. В течение своей долгой иноческой жизни он не только сам лично как воин Христов усиливался достичь духовного совершенства, не только был неутомимым трудником на ниве монашеского делания и пастырского служения, но и неустанно писал. Соответственно, он оставил весьма значительное литературное наследие. На основании анализа собственных его сочинений и посмертных отзывов о нем в этой книге дается оценка его личности и взглядов, касающихся монашеского подвига и общественного служения Церкви.
***
Преподобный Сергий Радонежский как избранный сосуд Божий и молитвенник Русской земли всегда был и остается безукоризненным примером истинной жизни во Христе, главным символом единства. Еще при жизни, святой деятельно объединял людей, останавливая раздоры молитвой ко Господу. И ныне его великий пример напоминает нам, что лишь «любовью и единением спасемся», каким бы трудным не был наш 21 век. Великим молитвенником был и преподобный Иосиф, отстаивавший до конца жизни словом и делом ревностно чистоту Православия, и этот его подвиг служит также для нас примером. Собранные в книге статьи могут поспособствовать оживлению интереса к изучению его святой личности. В целом издание может служить вспомогательным пособием для изучения русской агиографии и истории Русской Православной Церкви.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!