***
1. По словам святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, «безграничным и безутешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь - это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью.
2. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27), - говорит апостол Павел. Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении. Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное. Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, святитель Феофан Затворник пишет: «Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая». О том, что происходит с душой после смерти и попытался объяснить автор этой книги.
3. В первых ее главах иеромонах Серафим (Роуз) изложил некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти. Он противопоставил их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настоящее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение, которое и попытался изложить автор в своей работе.
4. После книга иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти» выдержала много изданий, но читательский интерес к ней не ослабевает. Она объясняет современные «посмертные» опыты в свете православного учения о жизни после смерти. Как говорится в предисловии, эта книга имеет двоякую цель: во-первых, с точки зрения православного христианского учения о загробной жизни, дать объяснение современных «посмертных» опытов, возбудивших такой интерес в некоторых религиозных и научных кругах; во-вторых, привести основные источники и тексты, содержащие православное учение о загробной жизни. Если ныне это учение так плохо понимают, то это во многом следствие того, что в наши «просвещенные» времена эти тексты находятся в забвении и совсем «вышли из моды». Автор попытался сделать эти тексты более понятными и доступными современному читателю.
5. Основным источником вдохновения при написании этой книги послужили труды епископа Игнатия (Брянчанинова). Святитель был, по мнению автора, первым крупным русским православным богословом, непосредственно занимавшимся именно той проблемой, которая встала так остро в наши дни. А именно: как сохранить подлинное христианское предание и учение в мире, который стал совершенно чужд православию и стремится или к тому, чтобы опровергнуть и отбросить его, или перетолковать его таким образом, чтобы оно стало совместимо с мирским образом жизни и мышления. Вооруженный знанием, как православного богословия, так и светских наук, святитель Игнатий посвятил свою жизнь защите чистоты православия и разоблачению современных уклонений от него. А один том собрания его сочинений специально посвящен церковному учению о загробной жизни, которое он защищал против римско-католических и других современных искажений.
6. Именно из этого тома главным образом и взял отец Серафим для своей книги обсуждение таких вопросов, как мытарства и явления духов, – учений, которые по ряду причин современный ум не может принять, но настаивает на их перетолковании или полном отвержении. Кроме того, автор использовал труды святителей Феофана Затворника и Иоанна (Максимовича). Помимо православных источников и толкований, он также широко рассмотрел современную ему неправославную литературу о «посмертных» явлениях, а также ряд оккультных текстов по этому вопросу. В этом отец Серафим следовал примеру святителя Игнатия, который излагал лжеучения настолько полно и беспристрастно, насколько это нужно было для разоблачения его ложности, чтобы православные христиане не соблазнялись им.
7. Главная цель такого рассмотрения - дать настолько детальное противопоставление, насколько нужно, чтобы показать полное различие между православным учением и опытом православных святых, с одной стороны, и оккультным учением и современными опытами, – с другой. Таким образом, в своей книге отец Серафим написал об отличии истинного духовного знания от состояний, переживаемых оккультистами, о духах злобы, с которыми многие современные люди вступают в контакт, сами того не подозревая. Книгу пронизывает настойчивая авторская мысль о духовной битве, происходящей на земле в душе каждого человека, где ставка - его вечная жизнь, а единственный путь спасения - исполнение заповедей Божьих.
***
Многочисленные переиздания в России книги иеромонаха Серафима (Роуза) свидетельствуют о том, что труд этого американского подвижника по-прежнему актуален. И конечно, эта книга представляет собой бесконечно глубокое и полезное чтение, рассказывающее о посмертной участи души. Хотя, по словам автора, она ни в коем случае не претендует на исчерпывающее изложение православного учения о загробной жизни, это лишь введение в него. Впрочем, и не существует полного учения по этому вопросу. «Мы, - говорит отец Серафим, - живущие на земле, вряд ли можем даже начать постижение реальности духовного мира, пока сами не будем там обитать. Но православные источники дают нам основной очерк этого учения, достаточный, чтобы побудить нас к тому, чтобы начать борьбу за достижение цели христианской жизни – Царствия Небесного, и избежать бесовских ловушек, которые враг нашего спасения расставляет на пути христианской борьбы».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!