У книжной полки. Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин). «Мир вам!»

6 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мир вам! - это первые после Воскресения слова Христа, обращённые к апостолам. Их отголосок звучит во время каждой Божественной литургии, когда священник благословляет молящихся из алтаря: Мир всем! Примем ли мы Божий мир, останется ли он с нами - зависит уже от нас, потому что в Евангелии есть и такие слова: Если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. Обретение этого мира, стяжание Духа Святого и есть, по словам преподобного Серафима Саровского, цель христианской жизни. "Мир вам!" - так называется новая книга иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Сборник «Мир вам!» был подготовлен к изданию редакцией сайта «Ветрово», посвящённого творчеству иеромонаха Романа. В него вошли прозаические и публицистические произведения иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), написанные в разные годы.  Как отмечает в предисловии редактор сайта, Ольга Надпорожская, отец Роман, как и любой священник, старается исполнять эту заповедь - нести мир Христов людям. Получив от Бога особый дар слова, он обращается к нам не только из алтаря или с амвона (немногие могут услышать его голос в далёком скиту Ветрово), но и в своих песнопениях, стихотворениях, прозаических размышлениях.

2. Если говорить о литературных трудах отца Романа, то, конечно же, в первую очередь он поэт, замеченный выдающимися деятелями культуры и отмеченный премиями, о которых сам может упомянуть разве что с улыбкой. Но не всё происходящее вокруг нас может быть предметом высокой поэзии, и, говоря о событиях века сего, отец Роман порой переходит на прозу. Когда нужно поддержать, предостеречь, окрикнуть, остановить на краю пропасти, уже нет времени на то, чтобы рифмовать строки. Молчать же не позволяет совесть и долг священника: по словам самого отца Романа, он говорит, чтобы на нём не было греха, а уж услышим ли - зависит от нашего желания и способности слышать.

3. Как отмечает Ольга Надпорожская, предмет прозы и публицистики иеромонаха Романа не мир, но мір. Внимательные читатели знают, что в произведениях отца Романа это слово, в соответствии с дореволюционными правилами, пишется двумя разными способами. Казалось бы, меняется всего одна буква, но между двумя понятиями - пропасть. Міром в Священном Писании и творениях святых отцов чаще всего называется человечество, живущее во грехе, а ещё мip - это общее имя для всех страстей. Именно в этом значении употреблено слово мiр в Послании апостола Иоанна Богослова: Не любите мiра, ни яже в мiре. К сожалению, слова эти непонятны многим, их понимают превратно: как можно не любить небо и звёзды, красоту лесов и полей, своих детей и родителей?

4. Но речь здесь не о Божием творении, в котором, по словам отца Романа, есть «всё для утешения души», а о том, чем засорило мiр человечество: о нашем неверии и высокоумии, о нашей способности извращать, выворачивать наизнанку всё лучшее, что есть в человеческом сердце, о нашем уповании на «прогресс» и комфорт, обо всём том, что, по словам апостола Павла, не должно даже именоваться. Отречение от этого мipa - первый шаг на пути духовного восхождения, который нужно совершить не только монахам. Однажды, отвечая на вопросы об отношении к міру, отец Роман написал: «Неминуемый уход от мiра" вовсе не означает уход в монастыри, леса, пустыни и болота: всюду можно жить духом міра сего и всюду бороться с ним.

5. Уйти - от мiра мы даже обязаны, живя в городах и сёлах, не питая свои души тем, что предлагает нам князь міра сего, начиная с детсадов, школ и университетов. Потому и пришёл Тот, кто победил этот мiр, и если мы Христовы, то по Его Милости и с Его помощью обязаны стать победителями міра сего. Победителями, а не друзьями! Сам Господь нас учит, что только в нём мы можем иметь мир. Выбор у нас небольшой – понять, что мiр „живёт не так", и пытаться ему противостоять с Божьей помощью, или согласиться со всеми его устоями и требованиями, отдаться мутным, душепагубным потокам, несущих друзей міра в места, от коих да сохранит нас Господь!.. Мы рождаемся, чтобы с Божьей помощью и благодаря примеру верующих родителей, если таковые обретутся, сохранить свои души для Вечности...

6. Смысл в том, чтобы дорожить Божьим и очищаться от наносного мірского. Такой взгляд на мiр, по словам отца Романа, - нормальный для тех, кто уже во святых, для всех верных, желающих спасения, и неприемлемый для теплохладных, жутковерующих». Казалось бы - человек, умерший для мiра, не может о нём рассуждать (любой литератор понимает, что нельзя писать о том, чего не знаешь). Но не за этими ли рассуждениями приходили в монастыри, ища совета у старцев и преподобных, не об этом ли сказал наш современник, святой Паисий Святогорец: «В старину, если кто-то из благоговейных монахов тратил время, заботясь о положении дел в міре, то его надо было запереть в башню. Сейчас наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в міре... В наши дни интересоваться и беспокоиться за состояние, в котором находится наш народ, -это исповедание».

7. Тот, кто умер для міра, по словам Ольги Надпорожской, обретает иной, свободный взгляд, умение соотнести временное с вечным. Конечно же, в рассказах и публицистических произведениях отца Романа говорится о мире не только как о средоточии греха: там есть и улыбка, и строки о чистоте и сострадании, которые, как бы слабо ни просверкивали во мраке, дают душе надежду и утешение. И главное - там есть голос священника и монаха, предлагающего нам взглянуть на происходящее с иной, Евангельской точки зрения. Неудивительно, если кто-то, прочитав написанное отцом Романом, скажет примерно то же, что говорили о слове Божием: Жестоко есть слово сие: и кто может его послушати? (Ин. 6: 60).

8. Но, по словам святых отцов, не изгнав из себя дух міра сего, мы не вместим мир Христов - как нельзя ничего влить в уже наполненный сосуд. Поэтому прислушаемся к голосу отца Романа, который, как и несколько десятилетий тому назад, звучит над суетой, призывая к покаянию и предлагая нам Божий дар: «Мир вам». Эти слова Спасителя не раз встречаются на страницах книги. Ими отец Роман обращается к сербам, которых посетил в год бомбардировки Югославии. Начинает этими словами письма к тем, кто ищет Бога, но пока не всё может принять в Церкви. И ими же благословляет своих белорусских друзей, к которым приехал прошлой осенью, во время протестов в Минске.

***

Круг тем, которые обсуждаются в статьях отца Романа, собранных в книге, очень широк: трудности церковной жизни, обмирщение, христианское отношение к искусству и литературе, а также беда каждого из нас — упорное желание оставаться ветхими, нежелание обновляться во Христе. В этом сборнике, по словам Ольги Надпорожской, как и во всём творчестве отца Романа, нет вымысла. Сила его рассказов не в богатой фантазии автора, а в том, что всё произошедшее с ним он пытается осмыслить в свете Евангелия, по мере сил следуя словам святителя Игнатия (Брянчанинова): «Мы, христиане, должны мыслить, должны рассуждать, должны говорить, как мыслил, понимал, говорил вочеловечившийся Бог наш».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать