У книжной полки. Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин). О слово!

13 августа 2020 г.

Не говорите: все вокруг случайно —

Земли и вод Божественная стать.

О слово! Запечатанная тайна!

Какою силой рушишь ты печать?

Рожденье слова... Что тому виною?

Откуда вдруг взыграние сие?

Не чудо ли: посеяно не мною,

Но мною обретает бытие...

Эти поэтические строки, написанные иеромонахом Романом (Матюшиным-Правдиным), можно считать эпиграфом к первому выпуску его литературного сборника «Ветрово», в который вошли стихотворения отца Романа, прежде публиковавшиеся только на одноимённом сайте и отчасти в других изданиях, печатных и электронных. О книге, которая вышла в свет под названием «О слово!», и ее авторе – далее в нашей программе.

***

1. Итак, перед вами первый выпуск литературного сборника «Ветрово» — приложения к одноимённому сайту, посвященному творчеству иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина). По словам редактора сайта «Ветрово» и стихотворных сборников отца Романа последних лет, Ольги Надпорожской, обычно издания, подобные задуманному, называют альманахами. Однако издателями было решено не использовать иностранное слово, а заменить его русским — сборник. Это слово звучит как отголосок древнерусского «изборник» — так называли рукописные книги, составленные из отрывков других книг, по большей части духовных: житий и творений святых отцов.

2. Казалось бы, такие изборники вряд ли можно считать плодом настоящего литературного творчества: их авторы, «списатели», не сочиняли ничего нового, а только повторяли сказанное прежде. Но этот труд выражал честное, благоговейное отношение к слову и стремление автора сказать нечто по-настоящему душеполезное. И хотя творчество иеромонаха Романа, конечно, нельзя сравнивать с трудом древних переписчиков — оно глубоко самобытно, — всё же их объединяет общая цель. Ведь и отец Роман, по его собственным словам, старается говорить не своё, а Божье, стремится «написать то, что может коснуться сердца другого человека, чтобы человек по этим стихам, как по мостику, стал пробираться в сторону Храма».

3. Раннее творчество иеромонаха Романа перекликается с народными духовными песнопениями, правда, его песни, будучи авторскими, отличаются более внимательной работой со словом, более трепетным отношением к священным текстам. Порой Божье слово звучит в стихотворениях отца Романа прикровенно, порой явно: там немало прямых цитат из Священного Писания. Те, кто пришёл в Церковь благодаря ранним песнопениям иеромонаха Романа, порой откликались именно на звучащие в них слова Евангелия и Псалтыри, может быть, даже не осознавая этого. Эти слова, пропущенные сквозь сокрушенное, смиряющееся сердце поэта, рождали в душе слушателей покаянное чувство, которое уже ничем нельзя было заглушить, как нельзя заглушить Божий глас.

4. Шли годы, отец Роман совершал таинственный, сокрытый от чужих глаз монашеский путь, о котором мы можем только догадываться или косвенно узнавать из духовной литературы и его собственных стихотворений. Он стал другим: человек, пришедший в Церковь, не может не изменяться, освобождаясь от всего нечистого, что не может войти в Царство Небесное, и обретая черты образа Божия. И его исповедь, как человека, идущего трудным путем к Богу, со временем стала проповедью умудрённого опытом монаха и священника. Ему есть чем поделиться, он знает, как отрезвить и утешить, он может протянуть руку помощи, потому что уже прошёл большую часть того пути, на котором мы только пытаемся утвердиться. И этот опыт он умеет мастерски выразить в поэтическом слове, потому что все эти годы возрастал не только как православный христианин, но и как поэт. 

5. Говоря о более позднем творчестве иеромонаха Романа, некоторые авторы статей о нем пытаются поставить его в один ряд с русскими поэтами-классиками: Пушкиным, Есениным, Рубцовым. И сами же порой признают тщетность или, по крайней мере, условность этих попыток. И всё же эти попытки, по словам редактора сборника, вполне понятны: язык стихотворений иеромонаха Романа нельзя рассматривать в отрыве от традиций классической русской литературы, и эта связь делает его произведения доступными для малоцерковных и совсем нецерковных людей, у которых есть вкус к хорошей поэзии. Сам отец Роман к светской литературе относится по-монашески, а если говорить более честно, без оглядки на самого себя — по-христиански.

6. Ему близки слова святителя Игнатия (Брянчанинова), написавшего, что даже книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» «издаёт из себя и свет и тьму». Отец Роман справедливо считает, что христианину незачем питаться смесью света и тьмы, если он знает Свет Истинный — Христа, Бога Слово. В произведениях «светских» писателей этот Свет вспыхивает лишь иногда, зато светит ясно и ровно в других книгах, которые для большинства из нас, к сожалению, до сих пор остаются заповедным краем. Если мы вступим в этот заповедный край духовной, церковной литературы, то встретимся с дивными творениями гимнографов и проповедников. Их произведения — продолжение Евангельской проповеди, которая звучит и сегодня, чтобы приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему, в первую очередь в наших сердцах.

7. Среди многих известных гимнографов (создателей молитвословий) — преподобный Роман Сладкопевец: святой, в честь которого отец Роман получил имя в монашеском постриге. Среди образцов церковной проповеди — творения святителей первых веков, а также более близких нам по времени и языку русских святых: Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника. В поэзии иеромонаха Романа звучат и молитвенные, и проповеднические мотивы: порой его строки обращены только к Богу, порой являются беседой с собственной душой и «неведомым другом» — читателем, а иногда в одном стихотворении соединяются молитва и разговор со слушателем. Мы знаем, что молитва, хотя и является глубоко личным деланием, всё же может передаваться от учителя ученику: ученики эти — мы, и подобными «уроками» наполнены наши молитвословы.

8. Что же касается проповеди, то она пишется и произносится именно для того, чтобы быть услышанной другим человеком, хотя и пред лицем Божиим. Таковы стихотворения иеромонаха Романа, и слова отца Романа слышны далеко за пределами храма, хотя произнесены и спеты, казалось бы, совсем негромким голосом. А проповедь и должна быть услышана. Она не пишется в стол в надежде на то, что её оценят потомки: назначение проповеди — вопреки всему взывать к живущим ныне, чтобы пробудить хотя бы некоторых.

***

По словам Ольги Надпорожской, этот сборник подготовлен для того, чтобы проповедь иеромонаха Романа была услышана кем-то ещё. В наше время так сильно ощущается нехватка подлинного слова о Боге, выстраданного человеческим сердцем, почерпнутого из опыта, а не только из книг, сказанного не напоказ. А дальше... дело за нами — из Евангелия мы знаем, что Божье слово приносит плод только в добром, чистом и терпеливом сердце, и отец Роман не обольщается на этот счёт. Рассказывая в одном из стихотворений о труде сеятеля, много лет молящегося об урожае и всё равно видящего перед собой только терние и каменья, он завершает его призывом: ...Где ты, добрая земля, Жаждущая семени? Верим, что кто-нибудь отзовётся!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать