***
1. Блаженный старец Гавриил, знаменитый игумен монастыря Дионисиат на Афоне был одним из лидеров Святогорского братства 20-го века. Его отличали проницательность, высокая духовность, глубокий ум, знания, стремление к благотворительности. Будучи горячим патриотом Греции, он искренне любил и каждого иностранца, встречавшегося на его жизненном пути. Кроме того отец Гавриил был замечательным писателем и красноречивым оратором, обладавшим отличной памятью. Старец прожил долгую и насыщенную жизнь. Родился он в 1886 году, в селе Месеникола под Кардицей. В миру носил имя Георгиос Казанис. Родителей его звали Феодосий и Константина. В семье было семеро детей. Все они воспитывались в традициях православия, с детства привыкая к молитве и труду.
2. Как говорится в книге, с раннего возраста мальчик Георгий проявлял прилежность как в учебе, так и в физическом труде. С двенадцати лет уже он охотно помогал местному сельскому священнику на церковных службах и своему отцу на ферме. Начальное образование получил в родной деревне: сначала в начальной школе, а затем в сколархионе – трехклассной школе того времени, являвшейся промежуточным звеном между начальной и средней школой (гимназией). Там Георгий заслуженно занял первое место среди учеников, благодаря своему усердию и природной одаренности.
3. В то время все греческие юноши подлежали призыву в армию. Добросовестно отслужив свой срок, в возрасте двадцати четырех лет, следуя своей внутренней тяге к монашеской жизни, Георгий Казазис пришел на Святую Гору Афон, о подвижниках которой слышал с детства. Юноша держал путь в Касокаливский скит, к известным ему подвижникам, но Промысл Божий привел его в Дионисиат, где судил ему Господь стать настоятелем. Позже отец Гавриил так рассказывал об этом периоде и выборе обители в своей книге «Лавсаик Святой Горы». «Был февраль 1910 года, когда благодать Божия известила сердце, что мне надлежит идти на место безмолвия и молитвы. Я имел горячее желание отправиться в Кавсокаливийский скит».
4. Сразу по прибытии на Святую Гору он прямо из Дафни пошел туда сушей. Но, - как рассказывает отец Гавриил, - зайдя по пути в Дионисиат и увидев погребение старца-иеродиакона, он «был пленен благочинием тамошних отцов, их аскетическим обликом и местоположением обители, после чего возложил надежду своего спасения на Всеблагого Бога и честного Предтечу Иоанна». Так вот и остался подвижник в монастыре Дионисиат, став впоследствии его настоятелем. Имя и подвиги его, по словам издателей, доселе скрытые от русского читателя, достойны прославления. Уже в 55-летнем возрасте святогорцы называли его «усовершившимся духовно», иноки видели его воспаряющим от земли на молитве.
5. За сорок лет настоятельства он приумножил братию, сохранил обитель от ужасов фашизма, от увлечения в крайности экуменизма или зилотства. Старец Гавриил – один из иноков, трудами которых совершилось возрождение монашества на Афоне. Главным попечением богомудрого игумена была забота о духовном возрастании иноков. Свои административные и дипломатические труды, частые выступления от имени Протата Святой Горы перед правителями сего мира отец Гавриил ставил ни во что по сравнению с трудами иноков, занимающихся молитвой и духовным деланием. Смиренно посещал игумен пустынных старцев из общины святого Иосифа Исихаста, прося их переезда в свою обитель для духовного наставления братии.
6. Добившись перехода в Дионисиат старца Харалампия, архимандрит Гавриил передал ему бразды правления своей обителью, а сам ушел на покой, став сподвижником Арсения Пещерника, келейника преподобного Иосифа Исихаста. Отец Гавриил оставил после себя множество книг и писем духовным чадам в миру. Будучи человеком удивительной цельности и твердости, как отмечали его современники, отец Гавриил строгими, острыми и поразительно точными наставлениями отсекает соблазны и с любовью и смирением направляет ко спасению читающих его наставления. Обращаясь к своему народу, а со страниц этой книги – к читателю, старец спрашивает: «Избранный народ Божий, наследие Господа, избранный из всех рожденных в славе Божьей и благочестии, куда грядешь? Куда направляешься? Куда духовно шагаешь? Идешь ли дорогой благочестия или похищен и бредешь в бездну, чтоб исчезнуть?»
7. Как предполагал старец, народ бредет по второму пути, поэтому он и обращается к тем, кто будет читать его наставления, со следующими словами: «… Я пишу для вас об этом не для того, чтобы просто затронуть тему, а для того, чтоб помочь вам разобраться в сложившемся жизненном устроении. Все мои размышления основаны на трудах Святых Отцов и Предании Церкви. Отсюда, с Афона, мы обязаны смиренно указывать вам направление, в котором вы должны двигаться по жизни, обходя сети дьявола». Так писал отец Гавриил в книги «Глас вопиющего из пустыни», вышедшей в 1955 году в Афинах. Перевод этого труда с греческого языка лег в основу раздела этой книги «Избранные слова и наставления».
8. Вторая часть книги раскрывает личный подвиг этого смиренного и боголюбивого игумена, на долю которого выпало немало жизненных испытаний. Здесь использованы материалы книги Константина Каварноса, профессора Гарвардского университета и монаха аризонского монастыря св. Антония, «Блаженный старец Гавриил Дионисиатис», а также автобиографическое эссе отца Гавриила «Воспоминания и ностальгии».
***
Наставления старца Горы Афон архимандрита Гавриила Дионисиатского охватывают все аспекты жизни мирянина: хранение истин Православия, возрастание в аскезе, воспитание подростков, выбор образа жизни (брак или безбрачие), роль женщины в обществе, вопросы образования, пагубность иностранных псевдокультур и важность национальных традиций. Книга также может стать подарком священнику, так как архимандрит Гавриил, будучи хранителем афонских традиций православной веры и аскетики, со смирением и любовью пишет о проблемах пастырей и монахов. Мы надеемся, - говорят издатели, - что русскоязычный православный читатель насладится наставлениями афонского богомудрого игумена, в которых он указывает нам, как и своей афонской пастве, путь ко спасению души и вечной жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!