***
1. Книга «Глаголы вечности» вышла в свет в издательстве «Благовест» и представляет собой сборник изречений святителя Григория Нисского на различные духовно-нравственные темы, взятые из его творений и расположенные в алфавитном порядке. Предваряет эту духовную азбуку рассказ о жизни святителя. Как говорится в издании, святой Григорий Нисский был братом святителя Василия Великого, которого он был значительно моложе. Детским воспитанием его и других детей занималась благочестивая бабка Макрина, а первоначальные наставления в грамматике и риторике получил он от своего отца. Дальнейшие уроки, с 12 года своей жизни, когда умер отец его, он слушал у кесарийских наставников красноречия.
2. Знания, приобретенные Григорием в языческой школе Кесарии, были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками святого Василия Великого, которым Григорий, по его словам, был очень многим обязан. При своих природных дарованиях и прилежании в изучении наук юноша с успехом изучил риторику и философию, и готовил себя к званию светского оратора. Но Бог судил иначе, и в самой душе Григория, более склонного в то время к светским занятиям и к изучению светских наук, вскоре произошла перемена.
3. Однажды в имении его матери состоялось празднество в честь перенесения мощей сорока мучеников. Позван был на это семейное торжество и Григорий, обучавшийся тогда в Кесарии. Недовольный тем, что он оторван от своих занятий, и что дело это не было отложено до другого, более благоприятного времени, Григорий равнодушно, без внимания, слушал песнопения богослужения, происходившего в саду и длившегося всю ночь, и наконец, удалившись в одну из своих беседок, лег спать. И вот во сне он видит, что хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его, и только благодаря заступничеству одного из них ему удается избежать наказания. Это устрашающее сновидение произвело на Григория сильное впечатление, и он, оставив мирские занятия и науки, обратился к чтению священных и душеспасительных книг, а потом вскоре принял на себя обязанности анагноста, состоявшие в чтении Священного Писания на богослужебных собраниях.
4. Однако такая настроенность сначала ненадолго укоренилась в душе будущего святителя. По смерти Юлиана Отступника, воспретившего христианам быть наставниками риторики и грамматики, Григорий опять обратился было к любимому занятию, избрав для себя призвание преподавателя риторики. Это вызвало недовольство со стороны его друзей и строгие обличения со стороны святого Григория Богослова. Впрочем, сам Григорий недолго стремился к славе ритора. Вскоре, под влиянием членов своей аскетически настроенной семьи и друзей, он обратился всею душою к изучению памятников веры, оставил мир и удалился в пустыню, поселившись в монастыре, основанном Василием Великим на берегу реки Ириса. А затем святой Василий, желая иметь в брате верного помощника для борьбы с арианскою ересью, поставил его в епископа города Ниссы.
5. Святой Григорий действовал, как истинный пастырь Христов, доблестно управляя Церковью и охраняя ее мир от козней ее врагов. Благочестивая сестра его Феозва была при нем диакониссой и много помогала брату в делах церковных, так что впоследствии смерть ее была для него великой потерей. В 376 году, в царствование Валента, ему пришлось пережить гонения: арианствующие епископы, дышащие злобой на святителя, обвинили его в растрате церковных средств. Изгнанный с кафедры и взятый под стражу, он вынужден был бежать от преследователей. Несколько лет спустя, по смерти Валента, святой Григорий был возвращен к своей кафедре и паства встретила его торжественно и с радостью.
6. Вскоре после того умер святитель Василий Великий, которого брат глубоко любил и уважал, как своего наставника. В годичную память святой Григорий почтил его надгробным словом и из благодарного уважения к нему, как к своему наставнику, окончил его сочинение о шести днях творения, где недоставало описания человека и где другие желали видеть решенными еще некоторые недоуменные вопросы. В том же году святой Григорий Нисский принял участие в Антиохийском соборе. А в царствование Феодосия Великого, когда был созван в Константинополе второй Вселенский собор против духоборца Македония, то святой Григорий Нисский был там же, вместе с другими святыми отцами, поборником благочестия, возражая и посрамляя противников силою истины на основании Божественного Писания.
7. На этом соборе старанием святого Григория дополнен был Никейский символ веры членом о Святом Духе. Вообще святитель Григорий Нисский был одним из главных деятелей собора. И на своей кафедре, как пастырь верный и истинный, он ревностно утверждал свою паству в вере и благочестии; случалось, что по нескольку дней кряду говорил он ей поучения. В то же время он был ходатаем и защитником несчастных перед судьями, отличался сострадательностью к нищим, терпеливостью, миролюбием и прямодушием. Достигнув глубокой старости, святой Григорий почил о Господе, оставив после себя много полезных и драгоценных для святой Церкви писаний. Избранные его наставления и составили эту книгу.
8. Прочитаем одно из них, которое посвящено явлению в мир Сына Божия. Святой говорит: «Господь наш Иисус Христос, будучи Словом, Жизнью, Светом, Истиной, Богом, Премудростью и всем тем, что Он есть по Божественной природе явился в подобии человека и приобщился нашей природе, во всем подобно нам кроме греха, и подобно нам воспринял всецелого человека с душой и телом, чтобы через них обоих нам совершилось спасение». На страницах своих сочинений святитель Григорий Нисский называет Боговоплощение – «великим таинством Божественного вочеловечивания», Рождество Христово – «домостроительным явлением во плоти».
***
Сегодня день памяти святителя Григория – отца и учителя Церкви, епископа города Ниссы, одного из самых великих христианских богословов. Как церковный писатель он был чрезвычайно плодовит, его сочинения разделяются на догматико-полемические, экзегетические, нравственно-аскетические, проповеди и письма. Всё это обилие духовного творчества вряд ли возможно осилить всякому современному человеку, но для ознакомления с трудами святого Григория подойдёт эта книга. Она адресована широкому кругу читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!