У книжной полки. Глаголы вечности

23 января 2024 г.

В основе праздника Рождества лежит событие явления Христа во плоти. Как мы знаем, в этот период года увеличивается время солнечного света и таким образом происходит поворот в природе. Так и с Рождением Спасителя, по мысли святого Григория Нисского, произошел поворот в мировой жизни. «Бог, - говорит святой отец, - нисходит и приобщается человеческой природы, дабы вознести человечество на высоту Божественную», чтобы обновить каждого из нас. Радость о пришествии в мир Спасителя, по словам святого Григория, «Ангелы благовествуют пастырям, небеса проповедуют волхвам, и о ней Дух пророчества возвещает многократно и многоразлично, так что и волхвы делаются провозвестниками благодати». Рождеству Христову посвящена одна из проповедей святителя Григория Нисского, по творениям которого составлена книга «Глаголы вечности». Ее мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Книга «Глаголы вечности» вышла в свет в издательстве «Благовест» и представляет собой сборник изречений святителя Григория Нисского на различные духовно-нравственные темы, взятые из его творений и расположенные в алфавитном порядке. Предваряет эту духовную азбуку рассказ о жизни святителя. Как говорится в издании, святой Григорий Нисский был братом святителя Василия Великого, которого он был значительно моложе. Детским воспитанием его и других детей занималась благочестивая бабка Макрина, а первоначальные наставления в грамматике и риторике получил он от своего отца. Дальнейшие уроки, с 12 года своей жизни, когда умер отец его, он слушал у кесарийских наставников красноречия.

2. Знания, приобретенные Григорием в языческой школе Кесарии, были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками святого Василия Великого, которым Григорий, по его словам, был очень многим обязан. При своих природных дарованиях и прилежании в изучении наук юноша с успехом изучил риторику и философию, и готовил себя к званию светского оратора. Но Бог судил иначе, и в самой душе Григория, более склонного в то время к светским занятиям и к изучению светских наук, вскоре произошла перемена.

3. Однажды в имении его матери состоялось празднество в честь перенесения мощей сорока мучеников. Позван был на это семейное торжество и Григорий, обучавшийся тогда в Кесарии. Недовольный тем, что он оторван от своих занятий, и что дело это не было отложено до другого, более благоприятного времени, Григорий равнодушно, без внимания, слушал песнопения богослужения, происходившего в саду и длившегося всю ночь, и наконец, удалившись в одну из своих беседок, лег спать. И вот во сне он видит, что хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его, и только благодаря заступничеству одного из них ему удается избежать наказания. Это устрашающее сновидение произвело на Григория сильное впечатление, и он, оставив мирские занятия и науки, обратился к чтению священных и душеспасительных книг, а потом вскоре принял на себя обязанности анагноста, состоявшие в чтении Священного Писания на богослужебных собраниях.

4. Однако такая настроенность сначала ненадолго укоренилась в душе будущего святителя. По смерти Юлиана Отступника, воспретившего христианам быть наставниками риторики и грамматики, Григорий опять обратился было к любимому занятию, избрав для себя призвание преподавателя риторики. Это вызвало недовольство со стороны его друзей и строгие обличения со стороны святого Григория Богослова. Впрочем, сам Григорий недолго стремился к славе ритора. Вскоре, под влиянием членов своей аскетически настроенной семьи и друзей, он обратился всею душою к изучению памятников веры, оставил мир и удалился в пустыню, поселившись в монастыре, основанном Василием Великим на берегу реки Ириса. А затем святой Василий, желая иметь в брате верного помощника для борьбы с арианскою ересью, поставил его в епископа города Ниссы.

5. Святой Григорий действовал, как истинный пастырь Христов, доблестно управляя Церковью и охраняя ее мир от козней ее врагов. Благочестивая сестра его Феозва была при нем диакониссой и много помогала брату в делах церковных, так что впоследствии смерть ее была для него великой потерей. В 376 году, в царствование Валента, ему пришлось пережить гонения: арианствующие епископы, дышащие злобой на святителя, обвинили его в растрате церковных средств. Изгнанный с кафедры и взятый под стражу, он вынужден был бежать от преследователей. Несколько лет спустя, по смерти Валента, святой Григорий был возвращен к своей кафедре и паства встретила его торжественно и с радостью.

6. Вскоре после того умер святитель Василий Великий, которого брат глубоко любил и уважал, как своего наставника. В годичную память святой Григорий почтил его надгробным словом и из благодарного уважения к нему, как к своему наставнику, окончил его сочинение о шести днях творения, где недоставало описания человека и где другие желали видеть решенными еще некоторые недоуменные вопросы. В том же году святой Григорий Нисский принял участие в Антиохийском соборе.  А в царствование Феодосия Великого, когда был созван в Константинополе второй Вселенский собор против духоборца Македония, то святой Григорий Нисский был там же, вместе с другими святыми отцами, поборником благочестия, возражая и посрамляя противников силою истины на основании Божественного Писания.

7. На этом соборе старанием святого Григория дополнен был Никейский символ веры членом о Святом Духе. Вообще святитель Григорий Нисский был одним из главных деятелей собора. И на своей кафедре, как пастырь верный и истинный, он ревностно утверждал свою паству в вере и благочестии; случалось, что по нескольку дней кряду говорил он ей поучения. В то же время он был ходатаем и защитником несчастных перед судьями, отличался сострадательностью к нищим, терпеливостью, миролюбием и прямодушием. Достигнув глубокой старости, святой Григорий почил о Господе, оставив после себя много полезных и драгоценных для святой Церкви писаний. Избранные его наставления и составили эту книгу.

8. Прочитаем одно из них, которое посвящено явлению в мир Сына Божия. Святой говорит: «Господь наш Иисус Христос, будучи Словом, Жизнью, Светом, Истиной, Богом, Премудростью и всем тем, что Он есть по Божественной природе явился в подобии человека и приобщился нашей природе, во всем подобно нам кроме греха, и подобно нам воспринял всецелого человека с душой и телом, чтобы через них обоих нам совершилось спасение». На страницах своих сочинений святитель Григорий Нисский называет Боговоплощение – «великим таинством Божественного вочеловечивания», Рождество Христово – «домостроительным явлением во плоти».

***

Сегодня день памяти святителя Григория – отца и учителя Церкви, епископа города Ниссы, одного из самых великих христианских богословов. Как церковный писатель он был чрезвычайно плодовит, его сочинения разделяются на догматико-полемические, экзегетические, нравственно-аскетические, проповеди и письма. Всё это обилие духовного творчества вряд ли возможно осилить всякому современному человеку, но для ознакомления с трудами святого Григория подойдёт эта книга. Она адресована широкому кругу читателей.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать