У книжной полки. Евангелие дня

18 апреля 2023 г.

Святые отцы благословляли каждый день дома читать Евангелие. «Как же можно жить по-евангельски не читая его? – спрашивает святитель Игнатий (Брянчанинов). - Когда мы молимся, - говорит он, - мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывая Свою волю, как нужно жить и спасаться. А прочтете все - снова начинайте, и так всю жизнь». Также и в Церкви за богослужением ежедневно звучит Евангелие, которое в течении года прочитываются полностью. В древности сразу после чтения Евангелия епископ или священник произносил проповедь, которая помогала лучше понять евангельский текст, насыщенный иносказаниями и бытовыми подробностями многовековой давности. Именно такие проповеди собраны на страницах книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта издание, являющееся лауреатом премии «Просвещение через книгу 2010», называется – «Евангелие дня. Толкования на Евангельские чтения церковного года». Выпущено оно в издательстве «Лепта-книга» и предназначено в помощь всем, кто желает глубоко и верно понять все Евангельские чтения, которые последовательно звучат в церкви за Божественной литургией. Не только новоначальные, но и воцерковленные люди не всегда могут разобраться в многочисленных, многослойных смыслах, которые несет нам Слово Божие. Именно поэтому еще с древности многие великие святые Отцы, учителя и подвижники стремились разъяснить своей пастве Евангельские тексты.

2. Современность диктует свои правила, и, хотя само значение и основной смысл Слова Божия неизменны, но меняются акценты, к привычному пониманию добавляются новые оттенки. Именно поэтому издатели постарались собрать под одной обложкой все самые лучшие и интересные образцы толкований на Евангельские тексты — от классических, например, святителя Григория Двоеслова и блаженного Феофилакта Болгарского - до современных – таких, как, святитель Лука Крымский и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Желание донести глубокую мудрость Евангельских текстов до каждого читателя определило и структуру этой книги. Обусловленные богослужебной практикой фрагменты Евангелия с толкованиями на них приводятся в том составе и последовательности, в какой они читаются во время Божественной литургии в течение церковного года, начиная с праздника Пасхи.

3. Стоит отметить, что Евангельские зачала, читаемые за Литургией, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные или будние дни представляют последовательные чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка.

4. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия. К проповедям, которые были сказаны на Светлой седмице в разные века и разными проповедниками, мы сейчас и обратимся.

5. Так, например, в Светлый понедельник на Евангельское чтение, где говорится о том, как фарисеи спрашивали у пророка Иоанна, не Христос ли он, издатели приводят толкование Александра Павловича Лопухина из его труда «Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов». Начинается Евангельское зачало такими словами: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». «Здесь, по словам Лопухина, евангелист замечает, что Бога на самом деле никто из людей, даже и Моисей, не видал: люди иногда удостаивались видеть славу Божию под какими-либо покровами, но никто не созерцал этой славы в неприкосновенном виде, и евангелист признает это возможным для верующих только в будущей жизни.

6. Только Единородный Сын, вечно - и до воплощения, и по воплощении — пребывающий в недре Отчем, - Он видел и видит Бога в Его величии и потому в известное определенное время явил Его миру, т.е., с одной стороны, явил людям Бога как любящего их Отца и раскрыл Свое отношение к Богу, - с другой же стороны, Он осуществлял в Своей деятельности намерения Бога относительно спасения людей, и через это, конечно, еще больше разъяснял их. После Христова Воскресения воистину мы можем познать Бога через Христа, который явил нам Себя. После свидетельства Христа о Себе Самом мы видим, как свидетельствует о Нем величайший из пророков, от которого иудеи хотели услышать другой ответ». Подробнее это толкование читайте на страницах книги.

7. А мы рассмотрим еще одно. Евангельское чтение, которое мы слышим во вторник Светлой седмицы, хорошо знакомо православным христианам, тем, кто регулярно бывает в храмах на воскресных богослужениях, причем не только на Литургии, но и на Всенощном бдении. Это рассказ о том, как двое учеников Иисуса Христа отправились в Эммаус. По дороге они встретили своего Учителя и не узнали Его. Толкование на этот отрывок из Евангелия издатели взяли из книги архиепископа Аверкия (Таушева) – «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета». Как пишет владыка Аверкий, об этом евангельском событии «подробно рассказывает один евангелист Лука, по преданию, бывший одним из этих двух учеников», следующих в Эммаус. Другим был Клеопа, вероятно, родственник Богоматери. Оба они были из числа семидесяти учеников Христовых».

8. Свое путешествие они совершали, как говорит архипастырь, «в день самого Воскресения Христова. Они шли медленно, рассуждая между собой обо всех печальных событиях, связанных с последними днями земной жизни Господа, которые тяжестью легли на их души. На пути Сам Господь присоединился к ним в виде спутника, направляющегося той же дорогой. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Почему Господь явился ученикам иным образом, почему Ему было неугодно, чтоб они сразу узнали Его, об этом говорит архиепископ Аверкий в своем толковании. Познакомиться с ним, а также другими объяснениями «Евангелия дня» вы сможете на страницах этой книги.

***

«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную». Так говорит нам Спаситель через Евангелие, которое является книгой Его жизни. Святое Евангелие содержит ответы на все вопросы, которые могут встретиться в нашей жизни, а дает ответы Сам Господь. Поэтому и читать Евангелие надо с благоговением, вдумчиво, обязательно с толкованиями святых отцов или с разъяснениями современных пастырей. Комментарии тех и других и собраны в этой книге. Издатели выражают надежду, что она поможет верующим людям систематически изучать Слово Божие, знакомясь с текстами ежедневных Евангельских чтений и разъяснениями их.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать