Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Книга «Это - хорошо. Трудно ли быть человеком» вышла в свет в издательстве Минского Свято-Елисаветинского женского монастыря. Ее автор - Максим Федорченко — постоянный автор православных журналов «Отрок.UA» и «Фамилия». Его размышления на темы: «Как мы живем и как мы должны жить?», «Зачем нам вера?» - приводят автора к ответу на вопрос о существовании Бога, ведь если Его нет, то и жить — всё равно как. Вот что Максим Федорченко пишет в предисловии книги: «Если бы я не знал, что значит слово «Евангелие», я перевел бы его как «личный опыт». Ведь каждый из апостолов мог бы повторить знаменитую фразу: «Он пил и ел с нами за одним столом и апеллировал с помощью чуда».
2. Согласитесь, - обращается автор к читателям, - опыт — из ряда вон, просто самый-самый: нерядовой, невероятный, фантастический, чудесный… — как ни назови, а он всё равно останется недосказанным и не до конца выраженным. Но апостолы прибегли к тому способу сохранить и передать свой опыт, замены которому человечество не выдумало до сих пор. Они написали книги. Евангелие, рассказ о личном опыте непосредственного богообщения — это, прежде всего, книга. Человечество неизменно доверяет самое сокровенное знание и переживание именно книге. Полагаю, Ветхий Завет и Евангелия навечно сделали эту форму сакральной.
3. По словам автора, люди пишут книги, чтобы поделиться радостью или излить горе. Евангелисты сделали и то, и другое: ведь они испытали и невероятную радость, и невыносимую потерю, и следом — новую радость, больше которой — нет. Вот, только что Он был с ними — и теперь взят от них, избит, осмеян, распят, убит, умер… но воскрес, как сказал! Не берусь представить, - говорит Максим Федорченко, - что чувствовали апостолы; но после, когда чувства улеглись, они написали книги. В них — весь невероятный личный опыт апостолов. Книги эти уцелели в горниле истории, в котором исчезло многое, что казалось навсегда незыблемым: великие города и целые империи, гордые народы и непобедимые воители.
4. Вспоминая свое детство, которое пришлось на атеистические времена, автор отмечает, что ему, малолетнему, была явлена чудесная природа книг, произошедших от той Книги: книжный шкаф неодолимо манил, корешки очаровывали, и мальчику хотелось стать непременно — только писателем. Но, как признается автор, этой мечте не сразу суждено было исполниться. Прошло много лет, прежде чем однажды в храме к нему подошел незнакомый человек и предложил написать статью для журнала "Отрок.UA". «Я, - пишет автор, - согласился, и как-то незаметно стало так, что в каждом номере журнала появлялись мои тексты. Незаметно — потому что было это — хорошо, даже — прекрасно; я, словно Клайв Стейплз Льюис, был «настигнут радостью».
5. В этих текстах, как отмечает автор, его личный христианский опыт как бы заново им переживался, выкристаллизовывался, а он, пытаясь записать всё как можно точнее, всё глубже понимал его, искал и находил, делал неожиданные открытия, нащупывал понимание, а ощущал — веру. Вот так и сбылась мечта, вот так и получилась эта книга. «Надеюсь, - говорит автор, - для читателя она хоть на какое-то время станет другом и собеседником». О чем же размышляет на страницах этой книги Максим Федорченко? Во-первых, о происхождении страданий. И вновь перед ним встают следующие вопросы, на которые ли нет ответов, то ли вопросы неправильные, но люди продолжают эти вопросы задавать - себе, священнику, Богу...
6. Почему умирают те, кого мы любим? Почему случаются войны и голод? Почему люди хладнокровно убивают своих братьев? Почему нам бывает невыносимо больно? Почему в мире, сотворенном Господом, который есть Любовь, столько ненависти и зла? Отвечая на эти вопросы, автор в частности пишет: «Мне нравится простое объяснение физических страданий человека в земном мире: человек этому миру не принадлежит, он был адаптирован к условиям Эдема, поэтому его анатомия и иммунитет плохо приспособлены к выживанию за пределами рая. Мы не знаем, почему мир вокруг Эдема создан таким неуютным, однако гнев Господа оказался меньше Его любви к людям, и они «в поте лица своего» смогли выжить.
7. Более того, разнообразные «стимулы» - болезни, холод и голод - дали толчок развитию человека как творца и созидателя... Как бы там ни было, - отмечает автор, - в этом мире мы оказались в результате нашего собственного осознанного выбора - наша вера вся построена на свободном выборе, и мы его когда-то сделали, вкусив плод от древа, от которого вкушать Господь запретил». В следующей своей статье автор от этого всечеловеческого выбора переходит к выбору, который был сделан десять веков назад князем Владимиром и всем русским народом. «Князь принял христианство, и за князем христианство приняли поляне, древляне, вятичи, кривичи, дреговичи и прочие племена, объединённые под сильной и мудрой рукой Владимира.
8. Наверное, - пишет автор, - мало в истории примеров такой безболезненной, бескровной и масштабной революции, каковой стало принятие Православия Русью. Возможно, это единственный пример. Вера святого князя Владимира и её оплот — Православная Церковь — уже тысячу лет с нами. Вера и Церковь пережили времена возвышений и падений, раскол, гонения, террор и эпоху официального атеизма. Гонители ещё не позабыты, а над нашей землёй снова возносится Крест. О нашей вере и зачем она нужна, о выборе, который и сегодня делает каждый из нас, размышляет автор далее на страницах книги. А еще он говорит о радости, которую несет нам Воскресение Христово и которой мы должны наполнять нашу жизнь, говорит о детстве и горьких уроках, которые преподает нам жизнь, о своем месте в жизни, о дружбе и любви, и конечно о том, как трудно быть человеком!
***
Как пишет автор в одной из своих статей, составивших эту книгу, «бренное и тленное земное существование человека — только миг в цепочке событий, которая может увенчаться вечной жизнью в Царствии Небесном или привести в душный сумрак адского узилища. Земная жизнь очень коротка — с потусторонней точки зрения, конечно. «Изнутри» этот миг иногда кажется очень долгим — особенно потому, что состоит из каждодневного, ежеминутного выбора пути. И так устроен мир, что верный путь один, а неверных — множество. И потому трудно быть человеком. Но можно». И об этом автор свидетельствует со страниц этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!