***
1. В этой книге из серии «На страже веры» представлено жизнеописание епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова), воспоминания знавших его людей, советы и наставления. Епископ Вениамин в полной мере разделил судьбу Русской Церкви в один из самых тяжелых периодов ее истории. Все его служение в священном сане (с 1920 по 1955) проходило в годы гонений, и практически половину времени этого служения составляют сроки тюремного заключения, лагерей и ссылок. Только в конце XX века началась публикация его богословских трудов и личного архива. Знакомство с этими книгами и документами убеждает: перед нами - личность удивительного масштаба.
2. Исповедник, который принял жестокие страдания за веру и научился при этом жить в непрестанном благодарении Господу за все, что случалось в его жизни. Монах, молитвенник и аскет, вырванный насильно из монастырской жизни, но навсегда сохранивший преданность Богу, Церкви и верность своим монашеским обетам. Кроме того, епископ Вениамин – это ученый, который возвращался к интеллектуальному труду даже тогда, когда для этого не было никаких условий: во время разрухи Гражданской войны и в ссылках. А также истинный богослов, в сердце которого жила «пламенная, снедающая душу жажда богопознания», и способный передать христианам учение Православной Церкви сквозь призму личного духовного опыта.
3. Рассказывая о подвижнике, автор пишет, что детские и юношеские годы будущего архипастыря прошли в Вятке. Обещание Богу стать монахом Виктор Милов дал после своего чудесного спасения. Он вспоминал позднее об этом так: «Как-то весной во время экзаменов, когда только что вскрылась река Вятка от льда, я поехал с двумя товарищами кататься на ялике… погода сначала стояла ясная, потом на небе показалось серое облачко, пошел снег, поднялась буря. Река взволновалась… Попытка добраться до берега была безуспешна. Из-за волн руль отказывался действовать. Что оставалось делать в такой крайности? Смерть витала над нами. Тогда я сердечно взмолился Богу и сказал: «Господи! Спаси меня от смерти. Я жизнь свою посвящу Тебе и буду монахом».
4. После этих слов, как отмечает Владыка, - сердце исполнилось надеждой на спасение. Хотя лодку заливало водой, я и два мои товарища продолжали бороться с волнами. Медленно, рискуя ежеминутно быть опрокинутыми водяными валами, мы все-таки с Божией помощью добрались до противоположного берега, жутко взволнованные и продрогшие». После этого душа молодого человека чувствовала потребность опереться на духовный авторитет в осуществлении своих дальнейших планов. Виктор решил искать его в иноческой среде и первым делом счел необходимым отправиться в загородный Саратовский Преображенский мужской монастырь.
5. Иноки обители посоветовали Виктору обратиться за советом к старцу иеромонаху Николаю, прозорливому затворнику монастырского скита. По воспоминаниям Виктора, этим старцем оказался «горбатенький кроткий монах с пронзительным глубоким взором». Старец благословил молодого человека в Данилов монастырь и даже прозорливо назвал ему его будущее монашеское имя. Постриг он принял на Благовещение 1920 года в честь священномученика Вениамина Персидского. В 1923 году отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Покровского мужского монастыря. В течение шести лет, до самого его закрытия, нес он тяжелую ношу наместника обители в труднейших условиях гонений безбожной власти и обновленческого раскола, когда даже среди монастырской братии ослабла дисциплина, случались нестроения и многочисленные искушения.
6. В 1929 году архимандрит Вениамин был арестован и осужден на три года лагерей. Наказание отбывал в районе Медвежьегорска. Воспоминания о заключении, лагерной жизни, а также обо всех важнейших вехах в духовном возрастании он записывал в своем «Дневнике инока», который вел со 2 января 1928 года по 1 февраля 1933 года. Это небольшой по объему, но поразительно глубокий документ, предваряют который следующие слова его автора: «Необходимостью дать отчет в земной жизни Богу связана душа моя. Поэтому мысли часто обращаются к протекшим дням, начиная с первых проблесков сознания, и выискивают ошибки поведения, по моим представлениям, огорчавшие Бога». В этом дневнике отец Вениамин вспоминал и подвергал анализу прошедшие события, которые повлияли на него с духовной точки зрения.
7. С июля 1932 года по июнь 1938 года он служил в церкви великомученика Никиты во Владимире, а затем вновь был арестован и приговорен к восьми годам лагерей. Наказание отбывал в Устьвымлаге. В июне 1946 года страдалец был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в городе Кимры Калининской области. Ему шел шестой десяток. В июле того же года архимандрит Вениамин был принят в братию Троице-Сергиевой лавры и зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии. В следующем году - утвержден в звании доцента. Через год он защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», и был утвержден в звании профессора, а вскоре назначен инспектором Московской духовной академии.
8. А затем вновь были арест и ссылка в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Эту последнюю ссылку старец переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение. Но в октябре 1954 года патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из ссылки. 1 февраля следующего года он был избран епископом Саратовским и Балашовским. А уже 2 августа 1955-го, в день памяти святого пророка Божия Илии, отслужив литургию, владыка скончался, до последних минут своей жизни совершая архипастырское служение. Подробнее о его подвижнической жизни рассказывает эта книга.
***
Подвижник и аскет, богослов и блестящий проповедник, епископ Вениамин имел удивительный дар слова и духовного рассуждения. Архипастырь, пострадавший за веру, но не сломленный духом, оставил после себя сочинения, раскрывающие нравственно-христианские воззрения, посвященные Божественной любви, лекции по литургике, статьи, касающиеся различных аспектов церковной жизни. Некоторые из его трудов уже изданы, в состав этой книги вошли лишь избранные наставления епископа Вениамина (Милова). Знакомство с ними, а также с жизнеописанием владыки, несомненно, принесет духовную пользу каждому читателю.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!