У книжной полки. Эдуард Кочан – Святость в миру

20 апреля 2023 г.

На протяжении всего Великого поста, начиная с Масленицы, и ещё одну неделю после Пасхи в Церкви не совершаются Венчания. Возобновляются они сразу после Светлой седмицы на Красную горку. А это значит, что очень скоро молодые пары вновь будут приходить в храмы, чтоб над ними совершилось это удивительное Таинство. Но все ли они правильно осознают, что оно значит для их последующей семейной жизни? Все ли понимают, что в Таинстве венчания непостижимым образом двое соединяются друг с другом и становятся семьёй перед лицом Бога. И что каждая семья призвана стать малой Церковью, а в Церкви каждый из нас призван к святости. Образцы таких святых семей нам предлагает писатель Эдуард Качан в своей новой книге, которая вышла в свет в издательстве «Сибирская Благозвонница». Она называется - «Святость в миру».

***

1.  Автор этой книги - Эдуард Николаевич Качан, в прошлом капитан милиции, эксперт-криминалист, а ныне уже известный писатель, автор многих статей и книг. Немалая часть произведений этого автора посвящена семье и воспитанию детей в лоне Церкви, что совсем не удивительно, ведь он отец шестерых детей. В этой книге автор собрал жития святых-мирян - православных христиан, прославленных Церковью, которые жили в браке, воспитывали детей и сталкивались со всеми трудностями, с которыми встречаемся и мы в нашей семейной жизни. Эти семейные пары жили в разные эпохи, были представителями разных народов, и условия их жизни были самые разные, порой и весьма далекие от нас. Но одно у них было общее: среди забот и хлопот мирской жизни они смогли сохранить верность Христу и любовь друг к другу.

2. В предисловии книги автор предлагает внимательно вчитаться в некоторые очень важные фрагменты Священного Писания. Первый из них: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). Что же было дальше? Как отмечает автор, Бог не сразу же дал Адаму Еву. Нет, прежде всего, Адама ждало испытание: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И, как говорится в книге Бытия, - нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт. 2, 19-20).

3. Так, по словам автора, Господь испытывал человека, чтобы посмотреть, не скажет ли Адам: «Я это орел»; или: «Я - это медведь»; или: «Я - это обезьяна». Но первый человек выдержал это испытание, не увидев ни в каком из этих существ того, кто был бы идентичен ему. Что бы ни говорили современные атеисты, мы - не животные. Конечно, в нас есть все, что есть и в животных, но также в нас есть и то, чего они лишены, дух, данный Самим Богом. И благодаря этому духу мы не можем быть счастливы счастьем животного, удовлетворяясь лишь едой, теплом и покоем. Нам нужно иное счастье - счастье высшего порядка, то, которым обладают Ангелы и Сам Господь.

4. А вот еще одно место из Бытия: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену…» Почему же в Библии упоминается именно ребро? В этом, как отмечает автор, - есть глубокий смысл. Дело в том, что ребро это кость, максимально близкая к сердцу. Быть может, поэтому у нас иной раз сладко сжимается сердце, когда мы кого-то любим. Но главное в приведенном описании создания женщины, конечно, не ребро. Главное то, что только в женщине Адам узнал самого себя, точнее говоря, свою часть, свою вечную спутницу, свое второе «я», с которым можно и нужно разделить все - и горе, и радость. А вот что означают слова: «Человек... прилепится к жене своей»? Автор приводит объяснение профессора Александра Павловича Лопухина, автора знаменитой «Толковой Библии»:

5. «Слово "прилепляться" по-еврейски выражено глаголом "дабак", означающим "поглощаться", "ассимилироваться", "уподобляться", и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность». Конечно, - отмечает автор, - эти слова в полной мере соответствовали действительности до того, как грехопадение изменило, изуродовало, искалечило нас. Конечно, стать «одной плотью» для людей безгрешных (какими изначально были Адам и Ева) и для нас, мучимых грехами и страстями, это несколько разные вещи. И все-таки те счастливые семьи, что прожили душа в душу много лет, скажут, что и в нашем грешном мире такое единение возможно. Не в полной мере (из-за грехов), но все-таки в той степени, которую мы можем вместить.

6. Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18) – это не людские слова, но Божии! Вдвоем хорошо и по жизни идти, деля на двоих радость и горе, и детей воспитывать, и даже фильм перед телевизором смотреть, вместе смеясь над веселыми моментами и печалясь над грустными. А еще вдвоем хорошо работать над своей душой, пытаться сделать ее хоть в какой-то степени достойной Царства Божьего. Я, - говорит автор, - в Церкви чуть больше двадцати лет. Это не слишком много, но и не мало. И то, что я видел своими собственными глазами, убеждает меня: даже в духовной жизни хорошо, когда рука об руку трудятся над своими душами двое мужчина и женщина.

7. Как много таких людей вот так, рука об руку, дошли до самого Царства Божьего! Поэтому, по словам автора, настоящая святость вполне возможны в браке! Можно сказать даже так: в раю, очевидно, будет больше людей семейных, чем монахов, просто потому, что семейных людей вообще намного больше. Монахи больше на виду, они заметнее, поэтому и в списки святых чаще попадают. А обычные семейные люди, живущие в мире между собой, сами старающиеся выполнять - заповеди и учащие этому своих детей, менее заметны на земле. Но Бог, видящий каждую людскую душу, этих людей отнюдь не забывает и прославляет на небе.

8. Впрочем, и на земле есть прославленные святые миряне, жившие в браке, воспитывавшие детей. В этой книге говорится о некоторых из них. Это святые, о которых нам рассказывает Священное Писание: Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка; Захария и Елисавета, Акила и Прискилла. Это христиане Древней Церкви: мученики Адриан и Наталья, старший Василий и святая Эмилия, святые Григорий Назианзин и Нонна. Это и наши русские святые: князь Петр и княгиня Феврония, преподобные Кирилл и Мария Радонежские, страстотерпцы Николай и Александра Романовы, преподобный Серафим Вырицкий и схимонахиня Серафима. О них и других святых супругах рассказывает эта книга.

***

Подражайте мне, как я Христу, сказал однажды апостол Павел. И мы, как пишет автор, пытаемся следовать этим словам, стараемся подражать святому апостолу Павлу, и не только ему одному. Другие известные православные христиане - настоящие боголюбцы и христолюбцы, подвижники, борцы с грехами и страстями - они тоже служат для нас примером. А для семейных людей особенно важен пример именно святых семейных пар. Они были как мы - жили в браке, заботились о детях, имели множество забот и хлопот, но смогли в этой суете сохранить верность Христу, стяжать благодать Божью и достичь высот, о которых мы можем только мечтать. Но они были как мы, а значит, и мы должны попытаться стать как они. Автор надеется, что жизнь святых супружеских пар, о которых шла речь в этой книге, научит полезному всех нас.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать