Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга иеромонаха Серафима (Роуза) выдержала уже не одно издание, и последнее из них было выполнено издательством Сибирская Благозвонница. Цель этой книги, по словам самого автора, сводится к решению двух задач: во-первых, в свете православного христианского учения о жизни после смерти дать объяснение современным «посмертным» опытам, вызывающим столь бурный интерес в некоторых религиозных и научных кругах; и во-вторых, представить основные источники и тексты, содержащие в себе православное учение о загробной жизни. Непонимание этого православного учения происходит потому, что этими текстами пренебрегают, они стали «немодными» в наши «просвещенные» времена.
2. Но, как надеялся автор, его труд сделает эти источники понятными и доступными. Излишне и говорить, - пишет отец Серафим, - что они содержат материал для чтения более глубокий и полезный, чем современные брошюры о «посмертных» впечатлениях. Даже в том случае, когда последние не несут отпечатка обыденной «сенсации», они просто не способны дать нам глубокое, связное и достоверное учение о жизни после смерти. Представленное в книге православное учение, несомненно, встретит чью-то критику как слишком «упрощенное» или даже «наивное», чтобы в него поверил человек XX века. Поэтому автор особо подчеркивает, что это учение передается Православной Христовой Церковью с самого ее рождения, выражено в бесчисленных трудах святых отцов, в житиях святых, в богослужениях и каждодневно предлагается к усвоению в Церкви до сего дня.
3. «Простота» этого учения есть простота самой истины, как источника чистоты, ясности среди тьмы и путаницы, производимой в современных умах заблуждениями и пустыми спекуляциями прошлых веков. В каждой главе автор указывает святоотеческие и агиографические источники, содержащие в себе это учение. Вдохновил автора на создание книги святитель Русской Православной Церкви, известный богослов XIX столетия, епископ Игнатий (Брянчанинов), немало трудов, которого посвящено проблеме сохранения подлинного христианского Предания и учения в мире, чуждом Православию, стремящемся ниспровергнуть и отбросить его либо «перетолковать», чтобы приспособить к мирскому образу жизни и мышления.
4. Сознавая необходимость противостоять римо-католическим и прочим западным влияниям, которые стремились «модернизировать» Православие уже в его дни, свт. Игнатий посвящает свою жизнь защите истин Православия и разоблачению уклонений от него. Немало помогло ему в этом знакомство с подлинными православными источниками (в лучших монастырях того времени) и усердное изучение светских наук (он выпускник Высшего технического училища, а не духовной семинарии). Без преувеличения можно сказать, что ни в одной православной стране XIX века не было такого защитника Православия от соблазнов и заблуждений новейших времен; только его соотечественник и современник свт. Феофан Затворник, так же ратовал о чистоте православной веры, но писал более доступным языком.
5. Третий том Собрания сочинений свт. Игнатия особо посвящен церковному учению о жизни после смерти. Из этой книги отец Серафим взял материал для обсуждения темы мытарств и явлений духов — учения, которое «современный» ум не может принять, настаивая на «новом толковании» или на полном опровержении. Свт. Феофан предлагал то же самое учение, и автор воспользовался его словом; а в заключении — словом блаженной памяти архиепископа Иоанна (Максимовича), великого русского православного богослова 20 столетия.
6. По словам отца Серафима, то, что православное учение о жизни после смерти преподавалось великими православными учителями ясно и полно вплоть до наших дней, — большое подспорье для нас, старающихся сохранить подлинное Православие прошлого, не только в правильно переданных словах, но и в верном их толковании. К слову сказать, сам отец Серафим никогда не пытался говорить «оригинально», выражать «новые мысли», проповедовать «от себя». В этом, несомненно, проявляется его истинное христианское смирение. Какой бы современной и животрепещущей ни была тема, о. Серафим всегда освещал ее с позиции Священного Предания, выраженной отцами Церкви.
7. Так и святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, на основе аскетического наследия которых преимущественно написана эта книга, как правило, тоже излагали мысли не «от себя», но ссылались на святых отцов, своих предшественников. Такая преемственность характерна для Православия: блаженный Феофилакт Болгарский ссылается на святителя Иоанна Златоуста, тот — на своих учителей, и так через апостолов мысль укореняется в Самом Христе, Божией Силе и Божией Премудрости. Конечно, эта книга, по словам автора, не исчерпывает православного учения о жизни после смерти, она лишь введение в него. Между тем нет полного учения о данном предмете, как нет и соответствующих православных «экспертов».
8. Православные источники, указанные в этой книге, дают основные вехи данного учения, и пусть вдохновят нас они не на знание ради знания, которое выше нас, а на вступление в борьбу ради достижения Царства Небесного, в чем состоит цель христианской жизни. Нам, - говорит автор, - надлежит уклоняться от бесовских соблазнов, обходить «волчьи ямы» и «западни», которыми усеял путь христианских подвижников враг нашего спасения. Потусторонний мир реальнее и ближе, чем мы обычно думаем, и дорога к нему — здесь, перед нами, в жизни духовного подвига и молитвы, переданной нам Церковью в качестве пути спасения. Эта книга обращена к тем, кто стремится вести такую жизнь.
***
В книге «Душа после смерти», как и в других трудах о. Серафима, чувствуется профессиональное знание того материала, того духовного опыта, который описывает и обличает автор. В одном из писем 1976 года о. Серафим (Роуз) определил цель своего творчества: «Прежде всего нам должно стремиться сохранить настоящее благоухание Православия». И о чем бы ни брался писать подвижник благочестия, это «настоящее благоухание Православия» источают страницы его книг. Читая труды иеромонаха Серафима, мы приникаем к чистому источнику святоотеческой мудрости, простоты и живительной силы Христовой. Лжеучения, человеческие мудрования падшего ума и всевозможные заблуждения о. Серафим затмевает чистым светом апостольского святоотеческого Православия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!