У книжной полки. Духовное наследие священномученика Фаддея

26 октября 2023 г.

Великое испытание веры пережила Русская Православная Церковь в ХХ веке. Неисчислимый сонм мучеников Христовых просиял в годы гонений. Из сотен поименно прославленных новомучеников особо выделяется священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, 150-летие со дня рождения и 25-летие со дня прославления в лике святых которого отмечалось в 2022 году. А сегодня празднуется 30-летие обретение его святых мощей. Святитель, монах-аскет, педагог, наставник в вере - вот основные поприща его служения, на которых он преуспел, паче сверстник своих. В рамках издания книг из серии «Церковность», рассказывающих о жизни и подвиге новомучеников Церкви Русской, публикуется собранное воедино духовное наследие владыки Фаддея. Это собрание сочинений в 8 томах мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Как говорит в предисловии издания протоиерей Максим Максимов, осмысляя подвиг мучеников и мучениц, Святая Церковь в литургических памятниках своих так описывает состояние, которое они имели по отношению ко Христу: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою». Во всей своей силе и глубине эти слова тропаря преподобномученице Февронии могут быть отнесены и к священномученику Фаддею.

2. Духовное наследие владыки Фаддея наглядно показывает, каким важнейшим инструментом религиозного просвещения является пастырское слово, проповедь, а в особенности печатное слово. Гомилетическое наследие священномученика Фаддея имеет важные составляющие, которые являются базовыми для всех проповедей святителя и прослеживаются на протяжении всей его пастырской проповеднической и воспитательской деятельности. К ним относятся: христоцентричность, церковность и библеизм. Принцип христоцентричности является основным и смыслообразующим, определяющим жизнь человека в соответствии с высочайшим Идеалом - Господом Иисусом Христом.

3. Основная задача пастыря-проповедника и педагога (вне зависимости от того, какую воспитательную или учебную работу он осуществляет) - помочь приблизиться к этому Идеалу, уподобиться Ему через духовную и нравственную работу над собой, чтобы образ Божий раскрылся в слушателе (будь то во взрослом или младенце) во всей своей силе и полноте. В этом процессе главенствующую роль играет церковное богослужение, изучая которое, важно не просто объяснять различные темы, а важно усвоить принцип: какую бы сторону богослужения ни истолковывал проповедник, она неизменно должна сводиться ко Христу, быть проникнута любовью к Нему.

4. «Христос и Его Церковь, жизнь во Христе под сению Церкви - вот чем пламенела душа моя, когда стремилась к общению и беседам с вами, деятелями церковных школ, - сказал в своем слове к учителям священномученик Фаддей. - И в минуты наибольшего духовного просветления хотелось бы сказать: этого желаю более всего для вас, это сокровище духовное более всего хотел бы видеть распространяемым вами посредством школы. Всё прочее, что не служит приобретению Христа, хотелось бы тогда сказать с апостолом, да вменяется в сор и тщету. Не в черный только день пусть вспоминается вами Христос с искренней любовью, но пусть будет Он вашим прибежищем всегда и дыханием вашей жизни - на всякое время и на всякий час!»

5. Принцип церковности «раскрывает всю полноту жизни во Христе через осознание и внутреннюю потребность человека руководствоваться учением и опытом Православной Церкви, тем самым определяя отношение человека к Церкви. Принцип библеизма обоснован тем, что церковные службы и главнейшие действия в них по большей части прямо посвящены молитвенному созерцанию непрестанно действующего Промысла Божия о спасении всего человеческого рода и каждого человека в отдельности. Библеизм пронизывает все суждения святителя о Боге, Церкви, человеке, спасении, Таинствах, добродетелях. Всякое слово священномученика Фаддея дышит Откровением Божиим, питается им, напояется, как из источника, оно для него живительная энергия, приводящая в движение всё его естество.

6. По словам самого священномученика Фаддея, его проповеди и беседы, проводимые им курсы, уроки и встречи состояли «не из обилия слов, накопившихся вследствие долговременных упражнений в речи... но из слов, переплавленных испытаниями жизни, бывшими в разных местах его служения». Духовное наследие владыки Фаддея уже сейчас оказало помощь православной педагогической общественности в выработке современных методов воспитания и образования, позволило значительно глубже оценить современные цели, методы и средства образовательно-воспитательного процесса. Педагогической общественностью опыт священномученика Фаддея востребован гораздо сильнее, чем современными богословами и проповедниками. Издательство выражает надежду, что публикация духовного наследия архипастыря исправит сложившуюся ситуацию.

7. Издание публикуется в 8-ми томах. Первый том включает в себя житие священномученика Фаддея, написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским) на основании многолетних архивных изысканий и сбора устного предания очевидцев. Во втором томе помещаются проповеди, произнесенные в период пения Постной и Цветной Триоди (с Недели о мытаре и фарисее и до дня Святого Духа). Третий том включил в себя проповеди в Недели по Пятидесятнице (с Недели Всех святых до Недели Закхее). Четвертый и пятый тома обнимают проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых. Шестой том содержит слова богословского характера; на высокоторжественные дни; слова, произнесенные при отпевании и поминовении усопших, на разные случаи, а также статьи о служении священномученика. В седьмом томе публикуются слова к семинаристам и к учителям школ. Восьмой том воспроизводит педагогические опыты святителя.

8. Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и таким образом распространяли их в народе. Большинство проповедей записывались слушателями и затем отдавались архиепископу, он вносил в текст исправления, после чего проповеди переписывались или печатались на машинке и расходились среди православных. Таким образом, рукописная традиция, как это бывало и в древности, сохранила подлинные тексты священномученика Фаддея, которые охватывают период с 1916 по 1930 год.

***

«Духовное наследие священномученика Фаддея (Успенского)» дает возможность каждому желающему прикоснуться к тому опыту жизни во Христе, который стяжал владыка. Восьмитомный сборник, по словам издателей, - это воистину дар Божий современным христианам. Через многочисленные проповеди, статьи, педагогические размышления святителя-мученика читатель погрузится в самые глубины его христоподражательной души. От первого лица он услышит, чем жил этот выдающийся православный подвижник в условиях начавшегося и с каждым годом всё более ожесточавшегося гонения на Русскую Церковь, услышит слова владыки Фаддея, о том, как жить для Христа и с Ним связать всю свою жизнь.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать