***
1. Как говорит в предисловии издания протоиерей Максим Максимов, осмысляя подвиг мучеников и мучениц, Святая Церковь в литургических памятниках своих так описывает состояние, которое они имели по отношению ко Христу: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою». Во всей своей силе и глубине эти слова тропаря преподобномученице Февронии могут быть отнесены и к священномученику Фаддею.
2. Духовное наследие владыки Фаддея наглядно показывает, каким важнейшим инструментом религиозного просвещения является пастырское слово, проповедь, а в особенности печатное слово. Гомилетическое наследие священномученика Фаддея имеет важные составляющие, которые являются базовыми для всех проповедей святителя и прослеживаются на протяжении всей его пастырской проповеднической и воспитательской деятельности. К ним относятся: христоцентричность, церковность и библеизм. Принцип христоцентричности является основным и смыслообразующим, определяющим жизнь человека в соответствии с высочайшим Идеалом - Господом Иисусом Христом.
3. Основная задача пастыря-проповедника и педагога (вне зависимости от того, какую воспитательную или учебную работу он осуществляет) - помочь приблизиться к этому Идеалу, уподобиться Ему через духовную и нравственную работу над собой, чтобы образ Божий раскрылся в слушателе (будь то во взрослом или младенце) во всей своей силе и полноте. В этом процессе главенствующую роль играет церковное богослужение, изучая которое, важно не просто объяснять различные темы, а важно усвоить принцип: какую бы сторону богослужения ни истолковывал проповедник, она неизменно должна сводиться ко Христу, быть проникнута любовью к Нему.
4. «Христос и Его Церковь, жизнь во Христе под сению Церкви - вот чем пламенела душа моя, когда стремилась к общению и беседам с вами, деятелями церковных школ, - сказал в своем слове к учителям священномученик Фаддей. - И в минуты наибольшего духовного просветления хотелось бы сказать: этого желаю более всего для вас, это сокровище духовное более всего хотел бы видеть распространяемым вами посредством школы. Всё прочее, что не служит приобретению Христа, хотелось бы тогда сказать с апостолом, да вменяется в сор и тщету. Не в черный только день пусть вспоминается вами Христос с искренней любовью, но пусть будет Он вашим прибежищем всегда и дыханием вашей жизни - на всякое время и на всякий час!»
5. Принцип церковности «раскрывает всю полноту жизни во Христе через осознание и внутреннюю потребность человека руководствоваться учением и опытом Православной Церкви, тем самым определяя отношение человека к Церкви. Принцип библеизма обоснован тем, что церковные службы и главнейшие действия в них по большей части прямо посвящены молитвенному созерцанию непрестанно действующего Промысла Божия о спасении всего человеческого рода и каждого человека в отдельности. Библеизм пронизывает все суждения святителя о Боге, Церкви, человеке, спасении, Таинствах, добродетелях. Всякое слово священномученика Фаддея дышит Откровением Божиим, питается им, напояется, как из источника, оно для него живительная энергия, приводящая в движение всё его естество.
6. По словам самого священномученика Фаддея, его проповеди и беседы, проводимые им курсы, уроки и встречи состояли «не из обилия слов, накопившихся вследствие долговременных упражнений в речи... но из слов, переплавленных испытаниями жизни, бывшими в разных местах его служения». Духовное наследие владыки Фаддея уже сейчас оказало помощь православной педагогической общественности в выработке современных методов воспитания и образования, позволило значительно глубже оценить современные цели, методы и средства образовательно-воспитательного процесса. Педагогической общественностью опыт священномученика Фаддея востребован гораздо сильнее, чем современными богословами и проповедниками. Издательство выражает надежду, что публикация духовного наследия архипастыря исправит сложившуюся ситуацию.
7. Издание публикуется в 8-ми томах. Первый том включает в себя житие священномученика Фаддея, написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским) на основании многолетних архивных изысканий и сбора устного предания очевидцев. Во втором томе помещаются проповеди, произнесенные в период пения Постной и Цветной Триоди (с Недели о мытаре и фарисее и до дня Святого Духа). Третий том включил в себя проповеди в Недели по Пятидесятнице (с Недели Всех святых до Недели Закхее). Четвертый и пятый тома обнимают проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых. Шестой том содержит слова богословского характера; на высокоторжественные дни; слова, произнесенные при отпевании и поминовении усопших, на разные случаи, а также статьи о служении священномученика. В седьмом томе публикуются слова к семинаристам и к учителям школ. Восьмой том воспроизводит педагогические опыты святителя.
8. Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и таким образом распространяли их в народе. Большинство проповедей записывались слушателями и затем отдавались архиепископу, он вносил в текст исправления, после чего проповеди переписывались или печатались на машинке и расходились среди православных. Таким образом, рукописная традиция, как это бывало и в древности, сохранила подлинные тексты священномученика Фаддея, которые охватывают период с 1916 по 1930 год.
***
«Духовное наследие священномученика Фаддея (Успенского)» дает возможность каждому желающему прикоснуться к тому опыту жизни во Христе, который стяжал владыка. Восьмитомный сборник, по словам издателей, - это воистину дар Божий современным христианам. Через многочисленные проповеди, статьи, педагогические размышления святителя-мученика читатель погрузится в самые глубины его христоподражательной души. От первого лица он услышит, чем жил этот выдающийся православный подвижник в условиях начавшегося и с каждым годом всё более ожесточавшегося гонения на Русскую Церковь, услышит слова владыки Фаддея, о том, как жить для Христа и с Ним связать всю свою жизнь.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!