***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Благовест и называется «Духовное богатство. По творениям святителя Иоанна Златоуста». Это сборник душеспасительных и назидательных изречений святителя на различные духовно-нравственные темы, взятые из его творений и расположенные в алфавитном порядке. Это поучения о благодеяниях Божиих и о пути покаяния, о молитве и радости духовной, о терпении и Промысле Божием и многом другом. Предваряет эту духовную азбуку рассказ о жизни святителя. Как говорится в издании, родился он в Антиохии в 347 году, в знатной и богатой семье. Его отец умер вскоре после рождения сына, а мать, овдовев на 20 году своей жизни, не пожелала больше вступать в брак и отдала все силы воспитанию Иоанна.
2. Первые слова, прочитанные и написанные мальчиком, были взяты из Священного Писания, которое было любимым чтением матери. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна. Получив должное образование, при этом познав суетность и тщетность светской жизни, он, после смерти матери вступил на путь иночества и поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о свяшенстве» — великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел он в трудах пустынножительства, написав в этот период и другие свои сочинения.
3. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию. В 381 году святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году святой Иоанн был рукоположен во пресвитера. Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.
4. Также на него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая умы и сердца слушателей. В те времена не было средств массовой информации, а книги были очень дороги, и проповедь, по сути, оставалась единственным способом научить чему бы то ни было церковный народ. В центре проповеди пастыря всегда оставалось Священное Писание. И это неудивительно, ведь он всегда указывал на Писание как на основной и обязательный источник вероучения и нравственного назидания и считал, что именно «от незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды».
5. Подобно тому, - говорил святитель, - как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме». Святой Иоанн всех призывал к прилежному слушанию и чтению Библии, говоря: «Это - пища души, это - ее ограждение; наоборот, не слушать Писания - для души голод и пагуба». Его интерес к Писанию - не был теоретический, именно там он находил самые важные указания для своей паствы: как жить по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего.
6. «Кто согласен с Писаниями, тот христианин, - говорил он, - а кто с ними не согласен, тот далек от истины». «Даже один вид Евангелия делает нас более воздержанными от греха, — замечал Златоуст, - а если присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучше, ибо с нею через эти Писания беседует Бог». «Священные Книги, - говорит святитель, - это некое послание, писанное Богом из вечности к людям. Отсюда такая сила в чтении Библии. Когда человеколюбивый Владыка видит, как ревнуем мы о постижении его божественных слов, Он просвещает и озаряет наш ум и открывает истину нашей душе». «Чтение Божественного Писания, по словам святителя, подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в Божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченное богатство мыслей».
7. Святитель Иоанн проповедовал много и часто, и все его слова записывались скорописцами. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания, которым Церковь и по сей день придает высочайший авторитет, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, поучения на праздники и слова апологетические. После смерти святителя Иоанна Златоуста стали появляться «Эклоги» - сборники его бесед на самые разные темы: о любви, о душе, о молитве, о счастье и несчастье, о болезни и врачах, о высокомерии и тщеславии, о терпении и великодушии, о зависти и так далее. Эти сборники его бесед стали распространяться в христианском мире и были любимейшим чтением христиан всех времен, подлинной усладой их жизни. Эти сборники не потеряли своей актуальности и сейчас, и примером тому служит эта книга.
***
Наследие вселенского учителя, вошедшее в Священное Предание Православной Церкви и передающее богооткровенную истину, весьма обширно. И в наши дни творения, беседы, поучения, письма святителя Иоанна Златоуста читают с таким же неподдельным интересом, как и во время его земной жизни, а в выборе богословской тематики, деле проповедничества, методах истолкования Писания ему подражают на протяжении многих столетий. Из многочисленных творений святого отца для этой книги были выбраны некоторые душеспасительные и назидательные изречения. Они обращены к каждому из нас и представляет собой неоценимое «Духовное богатство».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. День за днем. Каждый день как подарок Божий
У книжной полки. Достоевский – знаток души человеческой
Этот день в истории. 10 ноября
День ангела. 10 ноября
Церковный календарь 10 ноября. Великомученица Параскева Пятница
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!