У книжной полки. Цветник духовный

9 января 2024 г.

Есть книги, именуемые «настольными» – их человек постоянно читает, как весьма полезные, нужные и даже необходимые. Из них, кроме самой необходимой для каждого православного христианина - Святой Библии, можно выделить еще четыре сборника житий и наставлений угодников Божиих, подвижников веры и благочестия. Это, во-первых, труд блаженного Иоанна Мосха «Луг духовный», во-вторых, - «Отечник», составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым), затем «Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов». И, наконец, сборник назидательных мыслей и добрых советов под названием «Цветник духовный». Последняя из перечисленных книг и находится сегодня на нашей книжной полке.

***

1. Предлагаемый вниманию читателей сборник представляет собой отредактированное и адаптированное для современного читателя переиздание «Цветника духовного», выпущенного в 1903 году Афонским Русским Пантелеймоновым монастырем. Книга является собранием назидательных мыслей и добрых советов, извлеченных из трудов весьма многих ученых мужей и писателей, преимущественно из творений святых отцов и учителей Церкви. Между авторами наставлений чаще всего встречаются имена духовных и богомудрых витий: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, преподобных Исаака и Ефрема Сириных, Нила Синайского, Антония и Пимена Великих, Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Исидора Пелусиота, святителей Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Иннокентия Херсонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника и других святых отцов и учителей Церкви.

2. Но как цветы растут не только в садах, но и на полях, и на лугу, то читатель наряду с именами святых авторов встретит в настоящем «Цветнике» также имена таких видных церковных деятелей XIX в., как архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иаков (Вечерков), епископ Томский Петр (Екатериновский), архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов), и многих других подвижников веры и благочестия. Помимо этого, в сборник включены мысли светских и ученых людей Античности (Сократ, Цицерон, Хилон и др.), Нового времени (Ж.Ж. Руссо, Б. Паскаль), а также деятелей различных периодов истории России (Н.М. Карамзин, граф М.М. Сперанский, граф Д.Н. Блудов и др.).  По мнению издателей, цветы, найденные сверх чаяния в расселинах и ущельях гор, имеют для нас интерес и цену, как цветы, растущие в садах, пусть и лишены они свежести, красоты и величия последних.

3. Изречения даются по главам, соответствующим различным темам. Как говорилось в предисловии к изданию 1903 года, некоторые высказывания даются без указания авторства по причине того, что авторы не были указаны в книгах и журналах, откуда они извлекались, в первую очередь – из журналов «Воскресное чтение», «Христианское чтение», книги «Письма о духовной жизни». Высказывания из последней обозначаются в сборнике так же, как они обозначены в «Письмах» – «Духовный Маргарит». Без авторства, но с указанием источника даются выписки из книги «Древний патерик».

4. Для большей наглядности откроем первый раздел «Цветника», который называется «о Боге Самом в Себе и по отношению к тварям — преимущественно к человеку». Здесь, в назидание верующим, святитель Григорий Богослов о Боге говорит следующее: «Небо, земля, море – словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божья, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог». А святитель Иннокентий Херсонский предлагает читателям такую историю: «Один философ спросил святого Антония, который неумел ни читать, ни писать: «В какой книге почерпнул ты сведение о высоких истинах, проповедуемых тобою?». Святой Антоний, не говоря ни слова, одною рукою указал на небо, а другою – на землю».

5. По словам святителя Иннокентия, «мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания чрез всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а для него это — мука». В отношении человека, живущего с Богом или без Него, авторы изречений пишут следующее. По словам иеромонаха Адриана Югского, «нет ничего более великого, как человек с Богом, и нет ничего более ничтожного, как человек без Бога». А вот как рассуждает об этом святитель Тихон Задонский: «С Богом быть — на всяком месте дом и отечество есть; без Бога же - и дом и отечество есть ссылка и плен. С Господом - везде рай; без Него - всюду ад и безотрадное крушение духа. С Богом быть - и во аде рай, без Бога быть - и в небе мучение».

6. «Для того, чтобы с нами был Бог, надобно, чтобы мы были с Ним, - так учит святитель Филарет Московский. - Будь всегда с Богом, - говорит он, - если хочешь, чтобы Бог был с тобою. Ищи Бога мыслию на небесах, любовию в сердце, благо­говением в храме, везде ищи Его - делами, для Него предприемлемыми и совершаемыми». По словам блаженного Августина, «телу дает жизнь душа, душе – Бог. Следовательно, истинно живет только та душа, в которой по благодати духовно обитает Бог. Как тело, разлучаясь с душою, умирает, так и душа умирает вне общения с Богом».

7. О том, как Бог познается нами через окружающий мир, святитель Иннокентий Херсонский пишет: «Каждая тварь выражает собою мысль Божию. А мысль Божия совершенна, полна; следовательно, и каждая из тварей, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту». «Пойдите, наставляет архипастырь, как-нибудь по узкой тропинке к полю, усеянному пшеницей, рассмотрите колосья; видите эту легкую кожицу (плеву), которая их обвивает, длинные ости, которые их защищают: это для того, чтобы сберечь их от губительного влияния солнца; видите эти зеленые листочки, распространяющиеся около картофеля: это для того, чтобы сохранить сырость, нужную для его совершенного утолщения; видите и ядро под скорлупою, которая его защищает.

8. Кто так охраняет эти колосья? Кто закрывает это зерно? Кто устроил ресницы над глазом человека для защищения его от солнечного блеска? Не Бог ли, бытие разумное? Можно ли в присутствии таких доказательств отрицать Его предусмотрительность и благость?» Так учит святитель Иннокентий, об этом напоминают и другие авторы избранных наставлений. Всего в книге 86 глав, каждая из которых посвящена одному из понятий например, Священному Писанию, вере и добрым делам, дружбе, молитве, и многому другому. Во второй части издания собраны изречения, посвященные государству, говорится об обязанностях руководителей и подчиненных, пастырей и пасомых, родителей и детей. О девстве и супружестве, о монашестве, о жизни человеческой. И ещё много, о чем говорится на страницах этой книги.

***

Большую часть собранных в издании мыслей и изречений, справедливо можно назвать «перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы богоносных старцев» и учителей Церкви. В свое время «Цветник духовный» встретил одобрение такого строгого судьи, каким был епископ Порфирий (Успенский). Он дал о сборнике такой отзыв: «Книга народная и душеспасительная! Умудрится тот, кто прочтет ее с вниманием и сложит глаголы ее в своей памяти». Поэтому, составитель «Цветника» надеялся, что его труд будет полезен для читателей, в особенности для не имеющих времени и возможности к обширному и серьезному чтению.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать