Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Автор-составитель этой книги Сергей Владимирович Алексеев – художник, член Творческого союза художников России, автор книг, журнальных статей и цикла радиопередач по византийской и древнерусской иконографии. В этом иллюстрированном издании он знакомит читателей с краткими описаниями более чем 100 чудотворных икон Божией Матери, которые упомянуты в месяцеслове. Составлена данная книга на основе общеизвестных изданий о Богородичной иконографии, а также содержит сведения о новопрославленных иконах и о символическом языке православной иконописи. В книге помещены тропари и молитвы, читаемые перед чудотворными иконами и дни празднования.
2. Во введении книги представлены основные три типа иконографии Пресвятой Богородицы. По словам автора-составителя, предлагаемая классификация, хотя и лежит в русле общепринятой в исскуствоведении и церковной археологии, но основной акцент делается на богословский смысл типизации изображений Пресвятой Богородительницы. И поэтому рассматриваются эти типы не в последовательности их исторического развития, а по богословски оправданным приоритетам. Далее на страницах издания можно рассмотреть основные типы иконографии Богородицы, которых насчитывается - три. Это – Умиление, по-гречески, Елеуса, Путеводительница, по-гречески, Одигитрия, и Молящаяся, по-гречески, Оранта.
3. Эти типы иконографии Божией Матери представляют собой своеобразные ступени падшего человечества: Умиление – Боговоплощение; Одигитрия – путь к спасению через Христа Спасителя; Оранта – моление о спасении каждого члена Церкви Христовой и привлечении в стены Церкви всех тех, кто еще не осознал истинный смысл слов Божиих. Более подробно об этих основных типах икон читайте в вводной статье книги, после чего идет описание различных Богородичных образов, которые в издании представлены в алфавитном порядке. Исходя из этого, открывает книгу краткое описание иконы Пресвятой Богородицы – «Августовская», празднование которой приходится на новолетие, или 14 сентября.
4. Как говорится в издании, эта икона была написана после явления русским воинам Божией Матери в 1914 году на Западном фронте над Августовским лесом в Восточной Польше. В ночь с 7 на 8 сентября все офицеры и солдаты увидели в небе образ Божией Матери с Младенцем, который затем видоизменился в большой крест и исчез. На следующий день войска одержали победу. Это событие получило широкую огласку в церковной и светской печати. Святейший синод специально рассмотрев вопрос об этом чуде, принял решение: «запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа» и «благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам».
5. На 26 октября приходится празднование Иверского образа Божией Матери - одной из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыни Иверского (грузинского) монастыря, которая находится в этой обители на Афоне с 999 года. Первое известие о ней относится к IX веку - времени иконоборчества, когда по приказу еретической власти уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Согласно преданию, икона приплыла к монастырю по водам Мраморного моря. Образ Богоматери хранила у себя благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, и желая спасти святыню от богоборцев, пустила икону по морю.
6. С этой иконой связано множество других преданий. В одном из них рассказывается о разбойнике, который ударил икону мечом, и из Лика Божией Матери истекла кровь. В другом - свидетельствуется о том, как икона спасла обитель от нападения персов под предводительством вождя Амиры. Существуют рассказы о спасении обители от голода и пожара при посредстве чудотворной иконы. В XVII веке в России при царе Алексее Михайлович Иверский образ был особо чтимым. По заказу государя в 1648 г.в Иверском монастыре иконописцем Ямвлихом была исполнена точная копия иконы, которую в октябре того же года встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа.
7. Эта икона стала святыней русских царей и первоначально находилась в Успенском соборе Московского Кремля, а затем в Новодевичьем монастыре. В 1656 году с Афона прибыл другой список - его передали на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоезерский монастырь. А в 1669 году в часовне у Воскресенских ворот, выходящих на главную, Тверскую, улицу столицы, был установлен еще один список почитаемой иконы. «Вратарница» стала Матушкой-Заступницей москвичей. Через Воскресенские ворота торжественно въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город.
8. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе. Иверскую икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: «Вратарница» прославилась исцелениями больных и другими чудесами. После революции часовню уничтожили, в 1931 году снесли Воскресенские ворота. Чудотворный образ был передан в храм Воскресения в Сокольниках. В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот в Москве. Меньше чем через год они были восстановлены на прежнем месте, и 25 октября с Афона прибыл новый список чудотворной иконы - Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.
***
В Русской Православной Церкви с особенной сердечной любовью отмечаются дни празднования чудотворных икон Божией Матери. Казанская, Владимирская, Иверская - сами эти имена дороги православным христианам. Заступница рода христианского не оставит тех, кто с усердием и верой прибегает к Ее иконам, «только бы вера их, по словам святителя Филарета Московского, не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой изображенной Пресвятой Богородице». После обзора более 100 икон, автор-составитель рассказывает и об иконах Богородичных праздников. И накануне этих славных дней читатель также сможет познакомиться с иконографией предстоящего торжества, а, кроме того, разучить и праздничный тропарь.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!