У книжной полки. Что есть добро и зло: повествования и беседы на духовные темы

18 августа 2020 г.

Есть такое расхожее высказывание: «Помоги самому себе». Его можно было бы вполне поставить эпиграфом к книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Эта мысль проходит красной нитью почти через все рассказы и повествования, вошедшие в это издание. Святые отцы говорили, что одна из самых главных добродетелей - рассудительность. Если ее нет, все наши другие, даже самые высокие достоин­ства и достижения в конечном итоге превращаются в ничто. В реальной жизни это означает, что мы должны не просто слепо следовать какой-то букве закона или предписания, а иметь некоторую «гибкость» ума, главное внимание обращать на духовное содержание возникающих перед нами проблем и вопросов. Именно об этом заботится и автор этой книги. Она выпущена в свет Православным приходом Димитрие-Солунского храма в Яковлево и называется - «Что есть добро и зло: повествования и беседы на духовные темы».

***

1. Эта новая книга писателя и журналиста Владимира Борисовича Панкова включает ряд бесед автора с протоиереем Вячеславом Брегедой, - настоятелем храма Димитрия Солунского в деревне Яковлево Сергиево-Посадского района. Беседы оформлены в виде отдельных небольших рассказов и повествований, и охватывает очень широкий тематический спектр. В них затронуты и сугубо мировоззренческие догматические ас­пекты, и вопросы осмысления с духовных позиций различных сто­рон нашей жизни. Многие из этих бесед и повествований публико­вались в подмосковной прессе, журнале «Русский дом», газете «Московский железнодорожник» и других изданиях. Автор известен православному читателю по книгам «Истоки Отечества Небесного», «Притяжение Святой Земли», «Ангельское пение». Все они в разное время получили одобрение Издательско­го совета Русской Православной Церкви и вышли в свет.

2. Эта книга, по словам издателей, несомненно, доставит читателю немалую духовную пользу. В предисловии протоиерей Вячеслав Брегеда пишет: «Более двадцати лет я как священник опекаю психиатрическую больницу, встречаюсь со многими людьми, страдающими психическими расстройства­ми, недугами, и среди них немало верующих, воцерковленных, мирян и монахов. Что же такое происхо­дит? В чем причина наших внутренних душевных и духовных нестроений?.. Именно этой теме и посвя­щена в основном наша книга. Как отмечает отец Вячеслав, на своем пути к Богу мы должны учитывать то, что сегодняшний мир - это океан бушующих стра­стей. Разрушаются традиционные ценности, в зако­нодательстве многих развитых стран узаконены браки между однополыми, а также так называемые групповые семьи... Такая среда калечит души, делает людей потенциальными или реальными клиентами психлечебниц.

3. Идет страшная духовная брань. Как быть, где спасаться? Необходимо, - отмечает священник, - беречь и сохранять те добрые традиции, тот образ жизни, который заповедовали нам наши благочестивые предки. Это наш бастион, наша крепость, чтобы быть образцом для невоцерковленных людей, правильно воспитывать детей, стремиться ко спасению, Богоугождению. Многие святые отцы, особенно в древние вре­мена, проповедовали аскетическое направление ду­ховной жизни. Они в основном были девственника­ми, жили в монастырях и учили, как спасаться мона­шествующим. Мы живем в миру. Как нам нужно спа­саться, когда вокруг сеются страсти, по всем инфор­мационным каналам рекламируется, навязывается в прямом смысле слова греховный образ жизни. Как устоять, особенно молодым людям? Как в семейной жизни найти необходимое спасительное равновесие, чтобы все домочадцы пребывали в дружбе, любви, единении, а не властвовали деспотизм, эгоизм и своеволие?

4. Вот на эти и другие вопросы и попытался дать ответ протоиерей Вячеслав Брегеда в своих беседах с писателем и журналистом Владимиром Панковым, с которым сотрудничает уже более 20 лет. Рассмотрим некоторые из бесед, составивших эту книгу. В одной из них отец Вячеслав говорит о нашем духовном расслаблении, и отмечает, что именно наше духовное расслабление - «причина многих семейных и прочих не­строений. Почему такое происходит? В Священном Писании есть такие слова: «С Богом пройду стену...» К сожа­лению, в реальной жизни получается так, что ча­ще всего про Бога мы вспоминаем лишь тогда, когда нам совсем плохо и надеяться больше не на кого. К духовному расслаблению приводит также формальное отношение к вере, к посещению церкви.

5. Почитал молитвенное правило, сходил в церковь, исполнил свой религиозный долг и жи­ву, как знаю. Беда в том, что мы пытаемся решать проблемы исключительно своими собственными силами, рассчитываем только на свой разум. А апостол Павел в одном из посланий говорит: «...верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов...» (Евр. 11, 32-33). Из этого следует, что мы должны преодолевать все наши трудности и невзгоды с Богом, со Христом. Об этом и напоминает нам священник в соответствующей беседе. А в следующей говорит о причащении Святых Христовых Таин. Через это Таинство «мы, как говорит отец Вячеслав, обретаем богоподобие, ста­новимся детьми Божьими в прямом смысле это­го слова, родными Богу. Вот насколько Господь нас всех приблизил. В этом таинстве особенно зримо проявляется любовь Божия к людям, ко всему человечеству. Ради нашего спасения Гос­подь Сам стал человеком, чтобы избранных привести ко спасению». Освещение этой темы, посвящена одна из бесед, а начинается она с рассмотрения известной истории еврейского народа, изложенной в Ветхом Завете. Какой именно, об этом читайте в книге.

6. Еще в одной из бесед говорится о силе слова и пользе духовного рассуждения. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», - говорит Священное Писа­ние. Слово имеет великую силу. То, что мы слы­шим, и знания, которые получаем, в конечном итоге формируют наше мировоззрение. После пришествия в мир Спасителя и славного Воскре­сения Христова апостолы разошлись по всему миру для проповеди слова Божия, чтобы люди уверовали во Христа, пребывали в благочестии и чистоте и наследовали жизнь вечную. О силе слова знали и в далекие языческие времена, по­этому искусству речи, ораторским способностям придавали особое значение. В древности сущест­вовали школы риторов, проводились состязания поэтов, философов, сказителей. А как в наше время относятся к слову, какова его роль сегодня? Размышления на эту тему читайте на страницах книги.

***

В Священном Писании есть такие слова: «Горе тем, которые зло называют добром, и доб­ро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горь­ким!» (Исайя, 5, 20). Таким образом, эти люди производят ложную переоценку понятий и нрав­ственных ценностей, подменяют одно другим, ставят все с ног на голову. Но есть еще более ко­варное и ухищренное действо, когда происходит смешение добра со злом... Мы видим, допустим, добрую пшеницу или ячмень, и среди них семена сорняков, внешне похожие на зерна злаков. И вот нас пытаются убедить, что это одно и то же, то есть, просто обманывают. О том, что нужно делать, чтобы не стать жертвой подобного обмана, что является оружием против врагов нашего Отечества и Церкви, говорится на страницах книги «Что есть добро и зло». Надеюсь, - говорит батюшка, - что книга читателю понравиться и принесет духовную пользу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать