Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. В книгу Ирины Савкиной «Четыре княгини, четыре судьбы» включены исторические рассказы для детей старшего школьного возраста о святых княгинях Ольге, Анне Новгородской, Евфросинии Полоцкой и Великой княгине Московской Софье Палеолог. Читая эту книгу, вы откроете для себя жития праведных жен, которые прославились глубокой верой во Христа, благочестием, милосердием, и другими добродетелями. Открывает сборник рассказ о святой равноапостольной Ольге. Древние авторы именуют ее «Утренней звездой русского христианства». «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения!» - взывает к Великой княгине преподобный Нестор-летописец. Но, несмотря на такие возвышенные обращения, о первой русской святой доподлинно известно совсем немного.
2. Из этой книги юные читатели узнают также не всю историю жизни святой княгини, но лишь тот эпизод, когда она отправилась в град Константинополь, где приняла Святое Крещение. О чем думала святая Ольга, совершая это знаменательное для нее путешествие, какие вопросы решала она во святом граде, и что чувствовала во время совершения Таинства, автор рассказывает со страниц этой книги. И в частности, она отмечает, что «после крещения княгиня приняла в подарок от патриарха Константинополя святой крест с дарственной надписью: «Обновилась Русская земля святым крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». Крест этот, - сказал ей святитель, - вырезан из Животворящего Древа Креста Господня! Береги его, как святыню, дарованную не только тебе лично, но всей Руси».
3. А потом из Софийского собора княгиня Ольга не шла, а летела, словно на крыльях. Хотелось сохранить, если не навсегда, то надолго, духовную радость, с которой она теперь жила». Как известно, вместе с княгиней крестились и многие подданные из ее свиты. Вернувшись на Родину, святая Ольга начала возводить церкви, которые стали для всех как свечечки, что зажгла своей рукою великая княгиня во тьме языческой, и светили они тихим светом Христовой веры, и звали наших предков служить Богу живому. А сама блаженная Ольга, как повествует о ней преподобный Нестор-летописец: «с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Она первая вошла в царство небесное от Руси. Ее славят все сыны русские, потому что и по смерти она молится Богу за Русь».
4. Имя другой святой – преподобная Ефросиния, игумения Полоцкая. Родилась она в Полоцком княжестве в семье князя Святослава-Георгия. С раннего детства она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Возлюбив Бога, решила всю свою жизнь посвятить Ему, и в 12 лет юная подвижница ушла в монастырь, настоятельницей которого была её тётя. Игумения долго отговаривала племянницу, но, видя её решимость, призвала священника, и тот совершил обряд пострижения и нарёк именем Евфросиния. Как повествует автор, прощаясь с дочерью ее отец князь Святослав сказал своей супруге княгине Софье: «Наша Предслава будет теперь жить по-другому - телом на земле, а душой на небе».
5. Так и жила инокиня Евфросиния, как предсказал ей отец и как определено было жить монахам и монахиням. По Божией воле, именно ей, Евфросинии, было определено стать просветительницей Полоцкой земли и всей Русской Православной Церкви - подвижницей, переписчицей множества духовных книг, устроительницей храмов и монастырей, собравшей за их стенами многих труждающихся и обремененных», примирительницей враждующих, первой женщиной, которую официально канонизировала наша Русская Православная Церковь. Ее земной путь закончился 5 июня 1173 года. В наши дни преподобная Евфросиния почитается не только как небесная заступница Беларуси, но и как покровительница женского монашества.
6. Еще одна героиня этой книги – это великая княгиня Ирина, известная нам как святая Анна Новгородская. Ингигерда, во Святом Крещении Ирина, была старшей дочерью короля Швеции Олафа Шётконунга, прозванного «всехристианнейшим королем. В 1008 г. король, его семья и дружина приняли святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.
7. В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» – великого князя Киевского Ярослава Мудрого. За тридцать лет жизни в своем новом отечестве - Киевской Руси - Великая княгиня Ирина испытала и выстрадала многое. Главное, что ей пришлось пережить, - раннюю смерть любимого сына Владимира, князя Великого Новгорода. Однако ни эта невосполнимая утрата, ни ссоры и охлаждение в отношениях с мужем, князем Ярославом, не поколебали желания заниматься делами милосердия и благотворения - оказывать милость бедным и обездоленным, строить школы и храмы. Усилиями не только князя Владимира Новгородского, но и его великой матери, княгини Ирины, был построен и стоит до сих пор знаменитый Софийский собор в Новгороде. В нем Великая княгиня Ирина, ставшая инокиней Анной, и упокоилась, когда пришел ее час. За заслуги перед Господом, Его Православной Церковью и православным народом Великая княгиня Киевская и Новгородская Ирина, в монашестве Анна, еще в XV веке была причислена к лику святых в чине благоверной княгини.
8. Завершает издание рассказ о Великой княгине Московской Софье Палеолог, которая в конце июня 1472 года торжественно отправилась из Рима в Москву, чтоб стать женой великого князя Ивана III. Этой женщине суждено было сыграть важную роль в исторических судьбах России. Подробнее историю княгини Софьи читатели также узнают из этой книги.
***
В этой книге под одной обложкой собрано четыре рассказа о четырех княгинях: о святых Ольге, Анне Новгородской, Евфросинии Полоцкой и Великой княгине Московской Софье Палеолог. Предлагая эту книгу читателям, издатели также предлагают задуматься над таким вопросом: «А о чем хотела рассказать автор?» А о том, что мы — русские, белорусы и украинцы — жили когда-то в одном государстве, историческая память о котором живет по сей день. Этот сборник и о духовном единстве трех народов, о единстве в Православии, о том, что история Киевской Руси, Полоцкой земли или Московского государства и история Русской Православной Церкви — это единое целое. Сборник может быть интересен для всех, кто увлекается историей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 37. Священник Константин Корепанов
Благая часть. 2 мая 2024
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Православные настольные игры
Библейские крылатые выражения. Корень всех зол
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!