У книжной полки. Ирина Савкина. Четыре княгини, четыре судьбы

4 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
О русских женщинах, их кротости, мудрости, преданности, любви и вере веками слагались стихи, предания и легенды... Первой упомянем святую равноапостольную княгиню Ольгу, которая ста­ла духовной матерью русского народа. Через нее началось просвещение людей светом Христовой веры. Впоследствии святую Ольгу назовут Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший ос­нованием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Прославлены в веках и другие святые жены, и о четырех из них рассказывает книга Ирины Савкиной, вышедшая в свет в издательстве Белорусской Православной Церкви. Она называется «Четыре княгини, четыре судьбы».

***

1. В книгу Ирины Савкиной «Четыре княгини, четыре судьбы» включены исторические рассказы для детей старшего школьного возраста о святых княгинях Ольге, Анне Новгородской, Евфросинии Полоцкой и Великой княгине Московской Софье Палеолог. Читая эту книгу, вы откроете для себя жития праведных жен, которые прославились глубокой верой во Христа, благочестием, милосердием, и другими добродетелями. Открывает сборник рассказ о святой равноапостольной Ольге. Древние авторы именуют ее «Утренней звездой русского христианства». «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения!» - взывает к Великой княгине преподобный Нестор-летописец. Но, несмотря на такие возвышенные обращения, о первой русской святой доподлинно известно совсем немного.

2. Из этой книги юные читатели узнают также не всю историю жизни святой княгини, но лишь тот эпизод, когда она отправилась в град Константинополь, где приняла Святое Крещение. О чем думала святая Ольга, совершая это знаменательное для нее путешествие, какие вопросы решала она во святом граде, и что чувствовала во время совершения Таинства, автор рассказывает со страниц этой книги. И в частности, она отмечает, что «после крещения княгиня приняла в подарок от патриарха Константинополя святой крест с дарственной надписью: «Обновилась Русская земля святым крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». Крест этот, - сказал ей святитель, - вырезан из Животворящего Древа Креста Господня! Береги его, как святыню, дарованную не только тебе лично, но всей Руси».

3. А потом из Софийского собора княгиня Ольга не шла, а летела, словно на крыльях. Хотелось сохранить, если не навсегда, то надолго, духовную радость, с которой она теперь жила». Как известно, вместе с княгиней крестились и многие подданные из ее свиты. Вернувшись на Родину, святая Ольга начала возводить церкви, которые стали для всех как свечечки, что зажгла своей рукою великая княгиня во тьме языческой, и светили они тихим светом Христовой веры, и звали наших предков служить Богу живому. А сама блаженная Ольга, как повествует о ней преподобный Нестор-летописец: «с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Она первая вошла в царство небесное от Руси. Ее славят все сыны русские, потому что и по смерти она молится Богу за Русь».

4. Имя другой святой – преподобная Ефросиния, игумения Полоцкая. Родилась она в Полоцком княжестве в семье князя Святослава-Георгия. С раннего детства она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Возлюбив Бога, решила всю свою жизнь посвятить Ему, и в 12 лет юная подвижница ушла в монастырь, настоятельницей которого была её тётя. Игумения долго отговаривала племянницу, но, видя её решимость, при­звала священника, и тот совершил обряд пострижения и нарёк именем Евфросиния. Как повествует автор, прощаясь с дочерью ее отец князь Святослав сказал своей супруге княгине Софье: «Наша Предслава будет теперь жить по-другому - телом на земле, а душой на небе».

5. Так и жила инокиня Евфросиния, как предсказал ей отец и как определено было жить монахам и монахиням. По Божией воле, именно ей, Евфросинии, было определено стать просветительницей Полоцкой земли и всей Русской Православной Церкви - подвижницей, переписчицей множества духовных книг, устроительницей храмов и монастырей, собравшей за их стенами многих труждающихся и обремененных», примирительницей враждующих, первой женщиной, которую официально канонизировала наша Русская Православная Церковь. Ее земной путь закончился 5 июня 1173 года. В наши дни преподобная Евфросиния почитается не только как небесная заступница Беларуси, но и как покровительница женского монашества.

6. Еще одна героиня этой книги – это великая княгиня Ирина, известная нам как святая Анна Новгородская. Ингигерда, во Святом Крещении Ирина, была старшей дочерью короля Швеции Олафа Шётконунга, прозванного «всехристианнейшим королем. В 1008 г. король, его семья и дружина приняли святое Крещение. Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в обще­ственной жизни своей родины, путешест­вовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.

7. В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» – великого князя Киевского Ярослава Мудрого. За тридцать лет жизни в своем новом отечестве - Киевской Руси - Великая княгиня Ирина испытала и выстрадала многое. Главное, что ей пришлось пережить, - раннюю смерть любимого сына Владимира, князя Великого Новгорода. Однако ни эта невосполнимая утрата, ни ссоры и охлаждение в отношениях с мужем, князем Ярославом, не поколебали желания заниматься делами милосердия и благотворения - оказывать милость бедным и обездоленным, строить школы и храмы. Усилиями не только князя Владимира Новгородского, но и его великой матери, княгини Ирины, был построен и стоит до сих пор знаменитый Софийский собор в Новгороде. В нем Великая княгиня Ирина, ставшая инокиней Анной, и упокоилась, когда пришел ее час. За заслуги перед Господом, Его Православной Церковью и православным народом Великая княгиня Киевская и Новгородская Ирина, в монашестве Анна, еще в XV веке была причислена к лику святых в чине благоверной княгини.

8. Завершает издание рассказ о Великой княгине Московской Софье Палеолог, которая в конце июня 1472 года торжественно отправилась из Рима в Москву, чтоб стать женой великого князя Ивана III. Этой женщине суждено было сыграть важную роль в исторических судьбах России. Подробнее историю княгини Софьи читатели также узнают из этой книги.

***

В этой книге под одной обложкой собрано четыре рассказа о четырех княгинях: о святых Ольге, Анне Новгородской, Евфросинии Полоцкой и Великой княгине Московской Софье Палеолог. Предлагая эту книгу читателям, издатели также предлагают задуматься над таким вопросом: «А о чем хотела рассказать автор?» А о том, что мы — русские, белорусы и украинцы — жили когда-то в одном государстве, историческая память о котором живет по сей день. Этот сборник и о духовном единстве трех народов, о единстве в Православии, о том, что история Киевской Руси, Полоцкой земли или Московского государства и история Русской Православной Церкви — это единое целое. Сборник может быть интересен для всех, кто увлекается историей.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать