У книжной полки. Чадо послушания

14 ноября 2023 г.

Как-то одного афонского старца спросили: «Почему теперь нет старцев?» И был такой ответ: «Потому что теперь не стало истинных послушников». Ученика старца Амвросия Оптинского, преподобного Иосифа (Литовкина), за кроткое и смиренное сердце, жертвенное служение своему духовному наставнику окружающие называли «чадом послушания». «Это был истинный послушник, который никогда, ни в каких случаях, ни в важных, ни в мелочных, ни делом, ни словом, ни даже мыслию не противоречил действиям старца», - говорили о нем. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая рассказывает о преподобном старце Иосифе Оптинском. Она так и называется – «Чадо послушания».

***

1. В этой книге из серии «Оптинское наследие» впервые, с некоторыми сокращениями, публикуется жизнеописание старца Иосифа, составленное в 1915 году его духовным сыном Григорием Михайловичем Никольским. Родился автор в 1890 году в семье диакона храма в честь Преображения Господня в селе Нижние Прыски Козельского уезда Калужской губернии. Храм, который находится недалеко от Оптиной пустыни, на другом берегу реки Жиздры, сохранился до нашего времени. В старину богомольцы говорили: «Как до Прысок доедешь-то - считай, уж и Оптина скоро». Многие паломники и сейчас останавливаются в этом храме, в котором в наше время более пятидесяти лет служил митрофорный протоиерей Леонтий Никифоров, почитаемый всеми богомольцами.

2. Вся семья Никольских духовно окормлялась в Оптине. Поэтому своим религиозным воспитанием автор много обязан этой обители и главным образом оптинским старцам. Как вспоминал Григорий Михайлович, «ни единый серьезный шаг в жизни кого-либо из семейных не совершался без их совета и благословения». Будучи маленьким мальчиком, он часто совершал со старшими членами семьи небольшие паломничества в воскресные и праздничные дни к богослужениям в Оптину пустынь и за благословением и наставлениями к ее знаменитым старцам». |Григорий Михайлович получил традиционное для духовного сословия образование: в 1910 году окончил Калужскую духовную семинарию по второму разряду. По благословению старца Иосифа продолжил свое духовное образование, поступив в 1911 году в Московскую духовную академию.

3. Кандидатскую диссертацию Григорий Никольский подготовил на тему «Оптинский старец Иосиф: его жизнь и нравственный облик». Это сочинение явилось не столько результатом интеллектуальных изысканий диссертанта, сколько плодом сыновней любви и искренней преданности своему духовному наставнику. До революции эта работа стала одним из самых полных жизнеописаний старца, составленных на основе большого фактологического материала. Для составления нового жизнеописания старца Иосифа Григорий Михайлович изучил всю известную литературу Оптиной пустыни и ее старчестве, письма, устные и письменные воспоминания учеников старца. По благословению настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Ксенофонта (Клюкина) имел возможность встретиться с братией монастыря и записать их свидетельства об отце Иосифе.

4. Как отмечает автор, ему представилась возможность снова пережить светлые минуты минувших дней своего детства и юности. Снова побыть в окружавшей батюшку Иосифа атмосфере труда, мысли и молитвы, той атмосфере, которая обдавала живительной теплотой каждого, вступавшего в нее. Автор мог, насколько позволяли находившиеся на руках у него источники, идя шаг за шагом за обстоятельствами жизни старца, проследить, как человек, обычный человек, плоть от плоти нашей и кость от костей наших, мог подняться до такой высоты совершенства, которой достиг дивный старец Иосиф. Автор мог гораздо глубже запечатлеть в своем сознании слова, советы и наставления отца Иосифа и в этом найти себе утешение, ободрение и нравственную опору в жизни.

5. От жизнеописателя, по словам автора, обыкновенно требуется, чтобы он не только знакомил своего читателя со всеми известными ему событиями из жизни описываемого лица, но и рисовал пред ними живую личность со всеми ее индивидуальными особенностями. Также от жизнеописателя требуется, чтобы он вводил читателя во внутренний духовный мир этого лица, давал возможность читателю при чтении жизнеописания пожить вместе с этим лицом, с которым его знакомят, и полюбоваться его достоинствами. Но, как отмечает Григорий Михайлович, справедливость требует сказать, что при составлении жизнеописания такой личности, как старец Иосиф, выполнить эти требования можно лишь отчасти.

6. Ни один из мужей духовных не высказался вполне и не открыл сокровище души своей. Их внутренняя жизнь всегда оставалась для людей тайной, известной только единому Сердцеведцу - Богу. И отец Иосиф хотя и провел большую часть своей жизни среди народной толпы, однако не открыл нам «святое святых» своей души. На погребение старца о нем в частности говорилось: «Более пятидесяти лет он подвизался в обители и за все это время никогда и ни в чем не выделялся. Отличительною чертою его было — держаться в тени, быть незаметным. Почти тридцать лет нес он послушание при отце Амвросии и оставался незаметным до самой кончины старца. В своих наставлениях он ссылался на старца Амвросия, очень часто приводил его изречения буквально и благоговел пред его памятью до самой своей кончины. Смирением была украшена вся его подвижническая жизнь в монашестве».

7. Как сказал святитель Филарет Московский: «Ненадежно для нас догадками проникнуть в души святых, которые далеко выше нашего созерцания. Надежнее следовать простым сказаниям очевидцев и близких к ним». Что и сделал автор, используя для своего труда воспоминания людей, знавших старца Иосифа. Еще Григорий Михайлович отмечает, что описывая жизнь подвижника, составитель должен быть сам подвижником. Но, не имея столь существенного условия для выполнения в целом всех вышеуказанных требований, он поставил себе более скромную задачу.

8. В своей работе автор хотел нарисовать, так сказать, портрет старца, то есть сначала проследить, как отец Иосиф, мало помалу, восходя от силы в силу в жизни духовной, возрос наконец в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). А затем дать нравственный облик уже окончательно сложившейся его личности как старца. А так как старец Иосиф есть плод, который дало оптинское старчество, то и рассматривать его личность отдельно от возрастившего его оптинского подвижничества без ущерба делу - нельзя. Поэтому описание жизни отца Иосифа автор предлагает в связи с историей старчества Оптиной пустыни.

***

В эту книгу, помимо жизнеописания старца Иосифа, вошли также воспоминания о нем, его наставления, письма, опубликованные при жизни, и избранные письма к разным лицам из книги «Собрания писем оптинского старца Иосифа», подготовленной в Оптиной пустыни в 2005 году. Надеемся, - говорят издатели, что эта книга позволит читателям ближе познакомиться с духовной традицией оптинского старчества, а также станет назидательным примером верности и сыновней любви ученика к своему духовному наставнику. Новое издание, рассчитанное на широкий круг читателей, будет способствовать расширению церковно-исторических исследований, связанных с именем преподобного Иосифа Оптинского и оптинского старчества.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать