***
1. В первой главе книги «Царский путь Креста Господня» мы читаем: «Не для скорбей, не для страданий создан человек. Мы получили бытие, чтобы благоденствовать, говорит святитель Григорий Богослов, и благоденствовали после того, как получили бытие. Нам вверен был рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив её, заслужить славу, - дана не потому, что Бог не знал будущего, но потому, что Он постановил закон свободы. Мы обольщены, потому что возбудили зависть; пали, потому что преступили закон, не сохранили покорности и послушания Богу. За преслушание праотец наш изгнан из рая. За преслушание человек должен был испытать многоразличные скорби, болезни и печали, и наконец подпал смерти. С того времени, заключает святитель, - земля сия сделалась для нас местом изгнания и страданий».
2. Итак, скорби и страдания сопровождают человека на протяжении всей жизни, и в большинстве своем люди не понимают, почему? «Почему со мной происходят те или иные неприятности, за что я терплю такие несчастья?» Эти вопросы не так уж редки в современном мире и актуальны всегда. На протяжении вот уже многих веков человек ищет счастья, блаженства, но как отмечает автор книги, «ищет блаженства там, где его нет , т. е. на земле, в мимолетной славе и в суетных и скоропреходящих наслаждениях мира сего, вместо истинных благ гоняясь за тенью, забывая при этом, что за преступными наслаждениями следуют страдания и мучения, а за христианское терпение скорбей уготовляются человеку и в сей жизни дарования духовные, и в будущей - вечные несказанные блага и нескончаемая радость и наслаждение».
3. Что значит для человека терпеливое и благоразумное перенесение скорбей? Это несение своего креста вслед за Господом! А о том, как проходить этот путь и каковы плоды крестношения, и рассказывает эта книга. На ее страницах учение святых отцов о роли скорбей объясняется в виде диалога между Ангелом и благочестивой девушкой Ставрофилой (в переводе ее имя означает крестолюбица). Так она была названа потому, что в праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня впервые увидела свет Божий. Речи Ангела - это святоотеческое учение о скорбях, а вопросы, которые задает Ставрофила - это вопросы людей о том, как переносить скорби без малодушия, ропота и падений.
4. В первой части автор пишет о вступлении на путь крестный. Ангел рассказывает девушке о том, что «Крест – это верный путь к Небу, и всем должно идти по сему пути», о том, «что есть крест и как он многообразен», что «Иисус Христос понес все виды креста» и «Должно нам нести его по примеру Преблагословенной Девы Марии». Объясняет автор и то, «почему крест необходим христианину», и что дается он каждому по его силе. Так, например, у нераскаянных «грешников есть свой, гораздо более тяжкий крест». И «Сластолюбцы, сребролюбцы, славолюбцы и царедворцы имеют свой крест». И даже «жизнь супружескую» не прожить, не взяв на себя соответствующего креста. В заключение этой части следует диалог действующих лиц о том, что «лучшее приготовление к несению креста - это отвержение себя».
5. Следующая часть книги раскрывает сущность прохождения крестного пути. Крест, который мы несем, мы не можем выбирать сами себе, его нам дает Господь. Однако, нужно помнить, что несем мы его, во-первых, как наказание за грехи, и ради избавления от вечных мучений, во-вторых, в надежде на мздовоздаяние, и в-третьих, - из любви ко Христу. Крестношение для христианина, по святым отцам, не должно быть огорчительным, каким бы тяжелым оно не казалось. Но, напротив, о Кресте нужно радоваться, и даже больше - воссылать Богу благодарение за него! Что приносит человеку безропотное и благодарное несение Креста? Этот вопрос автор раскрывает в третьей части.
6. Вкратце, он пишет, что «Крест сохраняет от падений, побеждает искушения, очищает от грехов, отверзает очи и ум, соделовает человека храмом Божиим. Крест соединяет со Христом и делает крестоносца подобным Ему. Крест возводит верующих к Горнему Иерусалиму и отверзает врата Царствия Небесного». Говоря Ставрофиле о благотворной силе креста и скорбей, Ангел Господень отмечал: «Великая и многообразная бывает польза от креста. Для тех, кто в земной жизни благодушно несет крест, он служит как бы лестницею, возводящею в небесный Иерусалим». По словам Ангела, восходят туда трудами и скорбями, а кто побеждаем «унынием и леностью, не достигают, будучи ниспровергаемы долу».
7. Эта книга впервые была издана на полу-славянском и полу-малороссийском наречии в 1709 году архиепископом Черниговским Иоанном (Максимовичем), ставшим впоследствии митрополитом Тобольским и всея Сибири. В дальнейшем, по назидательности своей была во множестве экземпляров распространена по всей России. Однако по трудности языка сделалась для многих недоступною. Вследствие этого верующие люди выразили желание, чтобы книга была переведена на русский язык, что и было сделано в 30-х и 40-х годах прошлого столетия. Тогда несколько переводов «Царского пути Креста Господня» были подготовлены к печати, но они не нашли одобрения к напечатанию.
8. Главной причиной этому стало то, что в них, соответственно с латинским подлинником, изображен был беседующим со Ставрофилою Сам Господь Иисус Христос, вследствие чего речи, вложенные в уста Христовы автором книги, каковы бы они ни были, получали авторитет высочайшей истины. Поэтому был сделан другой перевод, где были по возможности устранены все причины, по которым прежние переводы не были одобрены. Непосредственная беседа Ставрофилы с Господом заменена беседою с Ангелом, посланным от Господа. Заканчивается повествование упокоением Ставрофилы, душа которой, как пишет автор, «с веселием вошла в радость Господа своего, в оное нескончаемое блаженство», где уже нет ни скорбей, «ни печали, ни воздыхания».
***
Книга «Царский путь Креста Господня» является переводом сочинения, принадлежащего перу монаха-бенедиктинца. Выполненный святителем перевод, кроме многочисленных обращений к Священному Писанию, содержит много ссылок на творения отцов Церкви, не только западных, но и восточных, что подтверждает: обработка текста была сделана православным автором-редактором. А то, что святитель Иоанн Тобольский был муж твердо православный и истинно духовный, это засвидетельствовано его святою жизнью, его блаженною кончиною и многими благодатными знамениями, совершившимися по его молитвам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!