Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Как отмечает в предисловии Павел Кириллович Доброцветов, «письменное наследие блаженного Августина весьма обширно: это автобиографические, догматические, полемические, экзегетические, апологетические и философские сочинения, проповеди и письма. Среди них особое место занимают небольшие трактаты, посвященные нравственной тематике, и в особенности теме брака, девства и вдовства: «О святом девстве», «О благе вдовства, к Юлиане», «О браке и вожделении, к Валерию», «О прелюбодейных браках». Достойное место среди творений этого цикла занимает и предлагаемое ныне читателю сочинение «О благе супружества». В позднем автобиографическом труде «Пересмотры», блж. Августин перечисляет и вкратце комментирует почти все свои творения, где упоминает и данный трактат.
2. По словам Павла Доброцветова, эти произведения были написаны блж. Августином в период его архиерейского служения на Гиппонской кафедре в Латинской Африке. В некотором роде они продолжают традицию духовного учителя блж. Августина - свт. Амвросия Медиоланского, также оставившего после себя корпус нравственно-аскетических сочинений на тему девства и вдовства. И тот и другой, как епископы крупных городов окормляли в составе своей паствы мужчин и женщин, людей семейных и безбрачных, вдов и дев, клириков, монахов и мирян. Отличие Августина в данном вопросе заключается, пожалуй, в том, что на тему, связанную с полом и супружеской жизнью, он говорил более смело.
3. Павел Кириллович отмечает, что Августин, в отличие от свт. Амвросия, разбирая эти вопросы, рассуждал не умозрительно, а исходя в том числе и из своего опыта, хотя, несомненно, и одухотворенного покаянием и полным преображением личности под воздействием Божественной благодати в период его обращения к Православию и Крещения в 387 году. Нужно сказать, что отношение Августина к браку в течение его жизни простиралось от одной крайности - свободы в состоянии полуязыческого неверия в юности, к другой представлению о браке как о зле и грехе в манихейский период своей жизни (20-29 лет). Затем - к возвышению представления о браке и плоти в платонизме (которым Августин ненадолго увлекся после своего отхода от манихейского заблуждения) и в конечном итоге к христианскому представлению о браке. Иными словами, маршрут пролегал от манихейского дуализма, через Платона и Плотина к апостолу Павлу». Принятие Св. Крещения и последующая аскетическая жизнь, а затем учительное, пастырское и, наконец, архипастырское служение привели самого Августина к безбрачной жизни.
4. Трактат «О благе супружества, написанный около 401 года в ответ на спор, начатый Иовинианом, посвящен благам и достоинству брака. Монах Иовиниан, этот «христианский Эпикур», как называл его блж. Иероним Стридонский, стал отрицать необходимость аскетического подвига и уравнивать монашество и супружество, заслуги брака и девства. В ответ Иероним в 393 году написал трактат «Против Иовиниана», в котором в полемике несколько «перегнул палку», дойдя в защите и превознесении девства до уничижения христианского брака, на что отреагировали друзья Иеронима, и тому пришлось раскаиваться и объясняться по поводу своих крайних выражений.
5. Вероятно, Августин, вообще выгодно отличавшийся от Иеронима взвешенностью суждений, а кроме того, несомненно, исходивший из своего пастырского опыта по духовному окормлению Гиппонской паствы многочисленных - обычных горожан, откликнулся написанием вышеуказанного цикла. «Он был вынужден теперь входить в конкретные нужды своей разнообразной паствы, и в этой ситуации придерживаться отвлеченных норм аскетики было бы несообразным со всем строем окружавших его ежедневно людей. Именно в этот период и появляются его основные произведения, посвященные вопросам брака».
6. Вообще, как отмечает автор предисловия, «замечательным в этом произведении является то, что Августин, несмотря на господствовавшее в то время в церковной среде пренебрежительное отношение к браку... и свои аскетические устремления, высоко оценивает брак и его похвальные черты. Ибо, высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижали брачные отношения».
7. Как известно, в соответствии с христианским вероучением брак есть установление Божие. Брак как закон положен в самом устройстве человека». Богоустановленность брака Августин прослеживает в заповеди Божией о размножении людей, данной им при сотворении и в самом устроении человеческой природы даже до грехопадения. Поэтому Августин рассматривает брак не как зло, не как грех, как думали некоторые еретики, например, гностики и манихеи, но как благо, соответствующее воле Божией и природе человека. «Итак, - пишет он в своем сочинении, - супружество у всех народов и у всех людей является благом, потому что оно служит рождению детей и в нем проявляется целомудренная верность. Что же касается народа Божия, то еще и потому, что в нем заключена святость таинства».
8. Вслед за Евангельским учением Господа Иисуса Христа блж. Августин особенно настаивает на нерасторжимости брака. Такой союз может быть лишь моногамным, вплоть до смерти одного из супругов. «Как принявший Таинство Крещения получает благодать, возрождающую его в жизнь духовную, причем Крещение сохраняет сакраментальный характер и в том случае, если христианин тяжко грешит, так и таинственный союз брака не разрывается ни прелюбодеянием, ни разлучением супругов», - пишет блж. Августин. Более подробно познакомиться с учением святого отца вы сможете, открыв эту книгу.
***
Это небольшое сочинение великого святого отца Западной Церкви IV–V вв. блаженного Августина, епископа Гиппонского под названием «О благе супружества» издается впервые на русском языке. В нем святой отец излагает свое учение об основах христианского брака. Он рассматривает брак как благо, соответствующее воле Божией и природе человека, и видит в нем «пространство» для реализации любви и единения супругов, средство должного направления чувственного влечения и законного деторождения. Говорит блаженный Августин и об угрозах для христианского брака: необузданной похоти, прелюбодеянии и др. Свои размышления он основывает на Священном Писании. Книга предназначена для широкого круга православных читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!