***
1. Автор этой книги – протоиерей Иоанн Базаров – духовник Ее Величества Королевы Вюртембергской (дочери царя Николая 1). Родился он 21 июня 1819 года в Туле, отец его был протоиереем и магистром первого курса Санкт-Петербургской академии. Сам Иоанн учился в Тульской семинарии и также, как отец, - в Петербургской духовной академии, которую окончил в 1843 году. В 1844 году был рукоположен в священники русской церкви во Франкфурте-на-Майне и вместе с тем откомандирован в Висбаден состоять духовником при скоро затем скончавшейся великой княгине Елизавете Михайловне. В 1845 году Святейший Синод возвел отца Иоанна в магистры богословия.
2. В 1851-м состоялся перевод его в Штутгарт, согласно желанию великой княгини Ольги Николаевны (тогда еще наследной принцессы Вюртембергской), чтоб отец Иоанн стал ее духовником. С тех пор священник, возведенный в 1853 году в протоиереи, бессменно стоял во главе русской придворной церкви в Штутгарте. Но ему неоднократно случалось отправлять богослужение и в других германских городах, например Киссингене, Фридрихсгафене, когда в них пребывала царская семья. Деятельность его в Германии исключительно важна и интересна. Отец Иоанн перевел на немецкий язык многие богослужебные книги и литургию, равно как и «Историю церкви» Муравьева. Он был центром всех приезжавших в Германию соотечественников, но кроме того своими многочисленными трудами немало сделал для ознакомления немцев с Русской Церковью, наукой и обществом. Скончался в 1895 году.
3. Труд протоиерея Иоанна Базарова «Библейская история, сокращенно извлеченная из священных книг Ветхого и Нового Завета» впервые вышел в свет в 1857 году. Вскоре этот труд стал широко известен и ввиду своей популярности к 1915 году выдержал 36 изданий общим тиражом около 1 миллиона экземпляров - тираж для того времени небывалый. Конкурсный комитет по присуждению золотой медали графа Павла Дмитриевича Киселева в своем решении отмечал, что эта книга «по простоте, ясности изложения и правильности языка является превосходнейшей из всех доныне вышедших сочинений по этой части». Не устарела эта книга и сегодня, являясь кратким и очень полезным пособием для всех изучающих Библию.
4. Читая «Библейскую историю», читатели вкратце познакомятся со историей ветхозаветного и новозаветного человечества, начиная от сотворения мира и заканчивая апостольской проповедью Евангелия всем народам. Говоря о сотворении мира, автор отмечает, что «Сначала ничего не было, кроме Бога. Он восхотел сотворить мир, и мир явился из ничего, по слову Его. Бог мог бы все сотворить в одно мгновение, но Ему угодно было, чтобы небо и земля явились во всем своем великолепии не вдруг, но постепенно. Шесть дней употребил Господь Бог на творение. А в каком порядке происходило это творение, автор рассказывает далее. И заключает свой рассказ словами: «И взглянул Господь на все, что Он сотворил, и все то было весьма хорошо. Настал день седьмой. Этот день назначался для радости и покоя, ибо Сам Господь благословил день седьмой и освятил его, потому что Он почил в этот день от всех дел Своих, которые Он творил».
5. Отчего же, если всё, что сотворил Господь, было хорошо, жизнь на земле для человека стала наказанием? Как пишет автор, «для жилища человека Бог насадил рай сладости или сад на земле и ввел туда Адама, приказав ему возделывать и хранить оный. В раю было много деревьев всякого рода, на которые было весело смотреть, а тем приятнее есть плоды с них. Но особенно были замечательны два дерева, стоявшие посреди этого сада Божия: то были дерево жизни и дерево познания добра и зла. Вкушая от плодов первого, человек мог жить и никогда не бояться смерти. А о втором дереве Господь Бог сказал Адаму: «Ты можешь есть плоды от всех дерев в раю, только от дерева познания добра и зла не должен есть плодов: ибо в тот день, в который вкусите от него, смертью умрете». Но враг рода человеческого, диавол, нашел средство ввести в грех человека; для сего он избрал в орудие мудрейшее из всех животных на земле – змея».
6. Многие сегодня знают историю грехопадения человека, как змей прельстил первых людей, и они были изгнаны из рая. Тогда же каждый из участников этого преступления получил свою меру наказания. И до сих пор грех сопровождает жизнь человека, которая в свою очередь, по словам другого дореволюционного духовного писателя, протоиерея Николая Успенского, «подобна книжному свитку, виденному пророком Иезекиилем, в котором написано было: «Плач, и стон, и горе» (Иезек. 2, 10)». Но как Адам, утратив «рай сладости», плакал и надеялся на возвращение в него, так и сегодня сердце каждого человека плачет по утраченному раю, ищет счастья, жаждет утешения, стремится к блаженству. Отец Николай Успенский отмечает, что искать желаемое надо там, «где дается оно и указывается Богом: полюби Слово Божие – оно неоцененное благо для тебя! Много у нас скорбей, лишений, страданий, плача и горя. Слово Божие, в этом случае, доставляет великое облегчение, отраду, утешение».
7. Знакомясь с «Библейской историей», мы видим, как на протяжении веков, начиная с первых людей, страдает человек, живущий на земле без Бога, как гибнет его душа. Но страдают и праведники, однако они видят в этом Промысл Божий о них. Слово Божие «указывает страдальцу на неизбежность и спасительность страданий, на высочайший пример Спасителя и святых Божиих людей и самые горькие минуты жизни растворяет благодатными утешениями». Проникнуть в суть Священного Писания, открыть для себя его новые грани, помогают такие книги, как эта «Библейская история».
***
Эта книга будет интересна и полезна как широкому кругу читателей, желающих самостоятельно познакомиться с основными событиями Священной Библейской истории, так и специалистам, занимающимся исследованиями в области библеистики, библейской истории и археологии. Книга может быть использована также в качестве учебного пособия для воскресных школ. А еще она предназначена для новоначальных христиан, которые, даже будучи взрослыми, приходя в храм, становятся как дети, открывающие для себя мир веры. Они еще мало знакомы и со Священным Писанием, и для них добрым подспорьем в изучении слова Божия может стать «Библейская история» протоиерея Иоанна Базарова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 7 мая 2024 года
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 3
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 2
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 1
ПАСХА 2024. Протоиерей Евгений Попиченко
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!