***
1. В новую книгу протоиерея Константина Островского, которая вышла в свет при содействии издательств «Сииопсисъ» и «Христианская библиотека», включены беседы, в которых обсуждаются вопросы становления на духовный путь, о целях этого пути, о препятствиях и ловушках, о страстях и о том, как противостоять им. Книга адресована семинаристам, молодым священникам и всем христианам, вставшим на путь ко спасению.
2. В предисловии автор пишет: «Блаженной памяти митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «Божий люди», в главе «Зосимова пустынь», вспоминает о беседе с её настоятелем преподобным Германом Зосимовским (Гомзиным): «Среди вопросов он задал и такой: "Что вы будете преподавать в академии?" Я начал с более невинного предмета: "Гомилетику" (учение о проповедничестве). "А ещё?" — точно следователь на допросе, спрашивал он. Я уже затруднялся ответить сразу. "Пастырское богословие", — говорю. А самому стыдно стало, что я взял на себя такой предмет, как учить студентов быть хорошими пастырями. "А ещё?" — точно он провидел и третий предмет. Я уже совсем замялся. "Аскетику", — тихо проговорил я, опустивши глаза...
3. Аскетику... Науку о духовной жизни... Легко сказать! Я, - пишет владыка, - духовный младенец, приехавший сюда за разрешением собственной запутанности, учу других, как правильно жить... Стыдно было. После мой духовный отец в Петрограде, когда я рассказывал всё это в деталях, сказал мне: "Вы уж лучше умолчали бы об этом предмете"». Такой пример из жизни владыки Вениамина приводит отец Константин и отмечает, что и с его стороны было бы не менее нелепым объявлять, что вот я пришёл учить студентов семинарии, или кого бы то ни было, духовной жизни. Мы собрались, - говорит автор, - потому что я — уже приходский священник, а вы — будущие пастыри; мы призваны Богом быть руководителями или хотя бы помощниками наших прихожан в их становлении и движении по духовному пути.
4. Мы, отмечает отец Константин, - сами немощны и неопытны — это так, но куда же деваться? Назвался груздем — полезай в кузов; священники по должности обязаны иметь некоторый личный опыт борьбы со страстями. Хотя духовный опыт обретается только на практике, ведь муж неискушен неискусен (ср. Иак. 1, 2-4), и эта практика далеко выходит за пределы наших бесед, но на занятиях мы с вами хотя бы поговорим на духовные темы, хотя бы познакомимся с ними». Начинается разговор с цели духовного пути — с любви. О ней нас учат заповеди Божии: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39).
5. Потом автор обсуждает с читателями вопросы становления на духовный путь, говорит о молитве, которая в совершенной мере есть богообщение, а в меньших мерах — постепенное приобщение к богообщению. Затем обращает внимание на то, что препятствует нам исполнять заповеди Божий и молиться Богу, то есть на греховные страсти; говорит о борьбе с ними. Корень всех страстей — гордость, а противоположная ей добродетель — смирение, которое в своей совершенной мере есть сосуд, способный принять в себя благодать Святого Духа. Борьба с гордостью и стяжание смирения и будут последними темами бесед о борьбе со страстями, вошедших в эту книгу. Приёмы одни — цели разные. Развивать или умерщвлять ветхого человека?
6. А прежде чем перейти к обсуждению основных тем, автор предлагает очень коротко обсудить вопрос об аскетизме в других духовных традициях. «Тема обширнейшая, - говорит отец Константин, - мы ею по-настоящему заниматься не будем, только обратим внимание на один момент. Знакомясь с другими религиями и христианскими конфессиями, можно обнаружить немало сходства в их аскетических практиках и, соответственно, наставлениях с наставлениями православных святых отцов. Вот, к примеру, отрывки из сочинений древнекитайских философов: «Выставлять напоказ свои добродетели то же, что вытащить рыбу из воды. ...Нет ничего хуже неведения своих грехов. Нет ничего опаснее стремления к высоким состояниям», — это из книги Лао-цзы «Дао дэ цзин».
7. А вот из книги Кун Фу-цзы «Лунь юй»: «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно. ...Изучение неправильных взглядов вредно». Автор приводит еще и такую притчу из книги «Мэн-цзы»: «Некто, озабоченный тем, что его всходы не растут, стал тянуть их. Вернувшись утомлённым, он сказал своим домашним: «Я устал сегодня — помогал всходам расти». Его сын побежал посмотреть и увидел, что всходы завяли». Все приведённые высказывания глубоки и правдивы. Тогда, может быть, и вовсе нет разницы между религиями? Ведь все учат доброте и дают людям мудрые наставления. Действительно, много общего в подвижнических приёмах и даже моральных правилах, которые предлагают разные религии. Но много также общего в боевой и даже моральной подготовке солдат воюющих между собой армий. Почти всё общее — цели противоположные.
8. «Противоположные цели» — звучит, пожалуй, резковато, но обратите внимание: когда многие духовные течения предлагают нам заняться самоусовершенствованием, речь идёт о совершенствовании своего ветхого человека. Цель же христианской жизни — не развить, обогатить и украсить духовными дарованиями ветхого человека, а с Божией помощью умертвить его в душе, чтобы в ней родился, вырос, укрепился и духовно обогатился новый человек. А для этого и нужен христианину аскетизм. Ведь наша душа пропитана желаниями, то есть страстями, которые не дают нам поистине любить никого: ни ближних, ни дальних, ни Бога, а только самих себя, точнее свои хотения, то есть страсти. Для того чтобы увидеть свои страсти, постараться освободиться от них, познать на деле своё бессилие перед ними, но не впасть в отчаяние, а призвать Бога на помощь и в конце концов получить помощь Божию — для этого необходим подвиг. А как подвизаться правильно? На этот и другие вопросы автор отвечает на страницах этой книги.
***
Как отмечает автор, беседами, которые заключены в этой книге, борьба со страстями не решается. Нужен повседневный и постоянный труд каждого над своей душой. Нужно быть готовыми к нечаянным падениям, но падая, будем подниматься. Верный духовный ориентир христианину даёт чтение святоотеческих книг. Главное — наше желание идти путём отцов. Этот путь всегда был, есть и будет крестным, то есть путём скорбей, болезней, разочарований, иногда даже падений (по нашей немощи), но и восстаний (по милости Божией). Тот, кто решится взять на себя возложенный Христом крест и будет просить помощи у Бога, тот эту помощь обязательно получит.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!