У книжной полки. Беседы о борьбе со страстями. Протоиерей Константин Островский

14 августа 2020 г.

В старину на Руси любимым чтением всегда было «Добротолюбие», «Лествица» прп. Иоанна Лествичника и другие душеполезные книги. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?»; «Отче, как бороться с унынием и леностью?»; «Как жить в мире с близкими?»; «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?». Эти и другие вопросы приходится слышать каждому священнику. А на них отвечает наука, которая в богословии называется аскетика. Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться. Как обрести мир душевный. Как стяжать любовь к Богу и ближним. Об этом же рассказывает новая книга протоиерея Константина Островского – «Беседы о борьбе со страстями». 

***

1. В новую книгу протоиерея Константина Островского, которая вышла в свет при содействии издательств «Сииопсисъ» и «Христианская библиотека», включены беседы, в которых обсуждаются вопросы становления на духовный путь, о целях этого пути, о препятствиях и ловушках, о страстях и о том, как противостоять им. Книга адресована семинаристам, молодым священникам и всем христианам, вставшим на путь ко спасению.

2. В предисловии автор пишет: «Блаженной памяти митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «Божий люди», в главе «Зосимова пустынь», вспоминает о беседе с её настоятелем преподобным Германом Зосимовским (Гомзиным): «Среди вопросов он задал и такой: "Что вы будете преподавать в академии?" Я начал с более невинного предмета: "Гомилетику" (учение о проповедничестве). "А ещё?" — точно следователь на допросе, спрашивал он. Я уже затруднялся ответить сразу. "Пастырское богословие", — говорю. А самому стыдно стало, что я взял на себя такой предмет, как учить студентов быть хорошими пастырями. "А ещё?" — точно он провидел и третий предмет. Я уже совсем замялся. "Аскетику", — тихо проговорил я, опустивши глаза...

3. Аскетику... Науку о духовной жизни... Легко сказать! Я, - пишет владыка, - духовный младенец, приехавший сюда за разрешением собственной запутанности, учу других, как правильно жить... Стыдно было. После мой духовный отец в Петрограде, когда я рассказывал всё это в деталях, сказал мне: "Вы уж лучше умолчали бы об этом предмете"». Такой пример из жизни владыки Вениамина приводит отец Константин и отмечает, что и с его стороны было бы не менее нелепым объявлять, что вот я пришёл учить студентов семинарии, или кого бы то ни было, духовной жизни. Мы собрались, - говорит автор, - потому что я — уже приходский священник, а вы — будущие пастыри; мы призваны Богом быть руководителями или хотя бы помощниками наших прихожан в их становлении и движении по духовному пути.

4. Мы, отмечает отец Константин, - сами немощны и неопытны — это так, но куда же деваться? Назвался груздем — полезай в кузов; священники по должности обязаны иметь некоторый личный опыт борьбы со страстями. Хотя духовный опыт обретается только на практике, ведь муж неискушен неискусен (ср. Иак. 1, 2-4), и эта практика далеко выходит за пределы наших бесед, но на занятиях мы с вами хотя бы поговорим на духовные темы, хотя бы познакомимся с ними». Начинается разговор с цели духовного пути — с любви. О ней нас учат заповеди Божии: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39).

5. Потом автор обсуждает с читателями вопросы становления на духовный путь, говорит о молитве, которая в совершенной мере есть богообщение, а в меньших мерах — постепенное приобщение к богообщению. Затем обращает внимание на то, что препятствует нам исполнять заповеди Божий и молиться Богу, то есть на греховные страсти; говорит о борьбе с ними. Корень всех страстей — гордость, а противоположная ей добродетель — смирение, которое в своей совершенной мере есть сосуд, способный принять в себя благодать Святого Духа. Борьба с гордостью и стяжание смирения и будут последними темами бесед о борьбе со страстями, вошедших в эту книгу. Приёмы одни — цели разные. Развивать или умерщвлять ветхого человека?

6. А прежде чем перейти к обсуждению основных тем, автор предлагает очень коротко обсудить вопрос об аскетизме в других духовных традициях. «Тема обширнейшая, - говорит отец Константин, - мы ею по-настоящему заниматься не будем, только обратим внимание на один момент. Знакомясь с другими религиями и христианскими конфессиями, можно обнаружить немало сходства в их аскетических практиках и, соответственно, наставлениях с наставлениями православных святых отцов. Вот, к примеру, отрывки из сочинений древнекитайских философов: «Выставлять напоказ свои добродетели то же, что вытащить рыбу из воды. ...Нет ничего хуже неведения своих грехов. Нет ничего опаснее стремления к высоким состояниям», — это из книги Лао-цзы «Дао дэ цзин».

7. А вот из книги Кун Фу-цзы «Лунь юй»: «Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно. ...Изучение неправильных взглядов вредно». Автор приводит еще и такую притчу из книги «Мэн-цзы»: «Некто, озабоченный тем, что его всходы не растут, стал тянуть их. Вернувшись утомлённым, он сказал своим домашним: «Я устал сегодня — помогал всходам расти». Его сын побежал посмотреть и увидел, что всходы завяли». Все приведённые высказывания глубоки и правдивы. Тогда, может быть, и вовсе нет разницы между религиями? Ведь все учат доброте и дают людям мудрые наставления. Действительно, много общего в подвижнических приёмах и даже моральных правилах, которые предлагают разные религии. Но много также общего в боевой и даже моральной подготовке солдат воюющих между собой армий. Почти всё общее — цели противоположные.

8. «Противоположные цели» — звучит, пожалуй, резковато, но обратите внимание: когда многие духовные течения предлагают нам заняться самоусовершенствованием, речь идёт о совершенствовании своего ветхого человека. Цель же христианской жизни — не развить, обогатить и украсить духовными дарованиями ветхого человека, а с Божией помощью умертвить его в душе, чтобы в ней родился, вырос, укрепился и духовно обогатился новый человек. А для этого и нужен христианину аскетизм. Ведь наша душа пропитана желаниями, то есть страстями, которые не дают нам поистине любить никого: ни ближних, ни дальних, ни Бога, а только самих себя, точнее свои хотения, то есть страсти. Для того чтобы увидеть свои страсти, постараться освободиться от них, познать на деле своё бессилие перед ними, но не впасть в отчаяние, а призвать Бога на помощь и в конце концов получить помощь Божию — для этого необходим подвиг. А как подвизаться правильно? На этот и другие вопросы автор отвечает на страницах этой книги.

***

Как отмечает автор, беседами, которые заключены в этой книге, борьба со страстями не решается. Нужен повседневный и постоянный труд каждого над своей душой. Нужно быть готовыми к нечаянным падениям, но падая, будем подниматься. Верный духовный ориентир христианину даёт чтение святоотеческих книг. Главное — наше желание идти путём отцов. Этот путь всегда был, есть и будет крестным, то есть путём скорбей, болезней, разочарований, иногда даже падений (по нашей немощи), но и восстаний (по милости Божией). Тот, кто решится взять на себя возложенный Христом крест и будет просить помощи у Бога, тот эту помощь обязательно получит.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать