У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве

29 марта 2024 г.

По словам святителя Феофана Затворника, «корень христианской жизни - в воплощенном домостроительстве. Без сего домостроительства жизнь христианская и спасение немыслимы. Оно предначертано от века, а в действие вошло в свое время, в Лице Единого от Пресвятой Троицы, вочеловечившегося Христа Господа. От Него пошли Христианская жизнь и спасение, и Им устроено и подается все потребное для сего. Все сие и есть воплощенное домостроительство». О Божественном домостроительстве до святителя Феофана говорили в своих проповедях многие святые отцы. В том числе святители Прокл Константинопольский и Григорий Палама. Сборник, включающий в себя «Беседы и слова о Божественном домостроительстве» этих святых архипастырей, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Книга «Беседы и слова о Божественном домостроительстве» вышла в свет в издательстве «Правило веры» и включает в себя проповеди, темы которых: Совет Превечный Пресвятой Троицы о Боговоплощении, о Искуплении нас Богочеловеком Иисусом Христом, о наследовании чадами Христовой Церкви Царства Небесного. Как отмечают издатели, святители Прокл, патриарх Константинопольский, и Григорий, архиепископ Фессалоникийский, жили и творили в те исторические времена, когда на православное церковное учение накатывались волны различных ересей, и ересей столь изощренных, что нужен был ум, освященный благодатью Святого Духа. Нужно это было для того, чтобы раскрыть ухищрения лукавых учений и смочь богодухновенным словом утвердить православное учение, разъяснив при этом, в чем состоит домостроительство Божественное.

2. Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста, который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна святой Прокл был рукоположен в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в православной вере, обличая злочестивых еретиков.

3. Став в 434 году патриархом Константинопольским, святитель Прокл управлял Церковью в течение двенадцати лет. Его стараниями при святом царе Феодосии II из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста. Также в патриаршество святого Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия.

4. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Описание этого события мы читаем в Житиях святителя Димитрия Ростовского: «Патриарх Прокл со всем народом изшедше из града, творяще литии со многими к Богу слезами... И бысть чудо предивно: от среды народа восхищен бысть мал отрок…» Затем целым и невредимым отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Весь народ запел Трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» – и землетрясение прекратилось. От того времени пение Трисвятаго началось по всей Церкви христианской и поется за богослужением и до сего дня.

5. Константинопольская паства любила своего патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два Слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре Слова на Рождество Христово, излагающие православное учение о Воплощении Сына Божия. Как говорится в издании, «святой Прокл был выдающимся церковным витиею. В красноречии его видят важность святителя Василия Великого, соединенную с приятностью Златоуста; речь разнообразная, живая, ясная и притом краткая».

6. Святитель Григорий Палама жил намного веков позже святителя Прокла. Приблизительной датой его рождения считается 1296-й год. Был он родом из Константинополя, происходил от благородных и благочестивых родителей, которые с юных лет старались научить его как человеческой, так и Божественной премудрости. На двадцатом году от рождения он принял иночество и поселился на Афонской горе, подчинив себя преподобному Никодиму Ватопедскому, от которого и принял иноческий постриг. По смерти старца, Григорий удалился в Великую Лавру святого Афанасия, потом в скит Глоссия, где проводил суровую созерцательную жизнь. В 1325 году принял в Фессалониках сан священства, с 1351 года - он архиепископ Фессалоникийский.

7. Много скорбей перенес святой Григорий Палама в борьбе с ересями. Особенно великую услугу оказал он Церкви обличением лжеучителей, отвергавших православное учение о духовном благодатном свете, освещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе и на лице Моисея после собеседования его с Богом на Синае. Для разрешения возникшей распри из-за ереси варлаамитов и утверждения православия в Константинополе собирались Соборы в 1341, 1347, 1351 и 1252 годах. Великий Григорий своими проникнутыми огнем вдохновения словами и Божественным Писанием развеял ересь и окончательно посрамил еретиков. Скончался он 14 ноября 1359 года, оставив после себя более 70 сочинений.

8. Святитель Григорий оставил в назидание верующим обширное наследие, а его беседы, как и все труды святого отца, являют образец высокого богословия. Это, конечно, не значит, что проповеди недоступны для понимания обычного человека - ведь произносились они перед самыми обычными жителями Фессалоник. Поэтому и сегодня любой, кто со смирением и искренним молитвенным расположением обратится к словам святителя Григория, не останется без духовной пользы.  Об этом говорил и святитель Феофан Затворник: «Читайте святого Григория Паламу, и все в этом томе идет к вам! Вникайте и прилагайте к себе!».

***

В 1958 году во 2-ю Неделю Великого поста святитель Лука (Войно-Ясенецкий), размышляя о жизни мира, отмечал, что «в житиях святых мы видим множество примеров истинной жизни по Богу, видим целый небосклон, усеянный бесчисленными звез­дами сияющих душ святых людей. Среди них много звезд самых ярких и никогда не меркнущих пред Богом». Среди таких звезд первой величины сияет и святитель Прокл Константинопольский, и великий Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, памяти которого посвящено второе воскресенье Великого поста.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X