***
1. Книга «Беседы и слова о Божественном домостроительстве» вышла в свет в издательстве «Правило веры» и включает в себя проповеди, темы которых: Совет Превечный Пресвятой Троицы о Боговоплощении, о Искуплении нас Богочеловеком Иисусом Христом, о наследовании чадами Христовой Церкви Царства Небесного. Как отмечают издатели, святители Прокл, патриарх Константинопольский, и Григорий, архиепископ Фессалоникийский, жили и творили в те исторические времена, когда на православное церковное учение накатывались волны различных ересей, и ересей столь изощренных, что нужен был ум, освященный благодатью Святого Духа. Нужно это было для того, чтобы раскрыть ухищрения лукавых учений и смочь богодухновенным словом утвердить православное учение, разъяснив при этом, в чем состоит домостроительство Божественное.
2. Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста, который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна святой Прокл был рукоположен в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в православной вере, обличая злочестивых еретиков.
3. Став в 434 году патриархом Константинопольским, святитель Прокл управлял Церковью в течение двенадцати лет. Его стараниями при святом царе Феодосии II из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста. Также в патриаршество святого Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия.
4. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Описание этого события мы читаем в Житиях святителя Димитрия Ростовского: «Патриарх Прокл со всем народом изшедше из града, творяще литии со многими к Богу слезами... И бысть чудо предивно: от среды народа восхищен бысть мал отрок…» Затем целым и невредимым отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Весь народ запел Трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» – и землетрясение прекратилось. От того времени пение Трисвятаго началось по всей Церкви христианской и поется за богослужением и до сего дня.
5. Константинопольская паства любила своего патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два Слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре Слова на Рождество Христово, излагающие православное учение о Воплощении Сына Божия. Как говорится в издании, «святой Прокл был выдающимся церковным витиею. В красноречии его видят важность святителя Василия Великого, соединенную с приятностью Златоуста; речь разнообразная, живая, ясная и притом краткая».
6. Святитель Григорий Палама жил намного веков позже святителя Прокла. Приблизительной датой его рождения считается 1296-й год. Был он родом из Константинополя, происходил от благородных и благочестивых родителей, которые с юных лет старались научить его как человеческой, так и Божественной премудрости. На двадцатом году от рождения он принял иночество и поселился на Афонской горе, подчинив себя преподобному Никодиму Ватопедскому, от которого и принял иноческий постриг. По смерти старца, Григорий удалился в Великую Лавру святого Афанасия, потом в скит Глоссия, где проводил суровую созерцательную жизнь. В 1325 году принял в Фессалониках сан священства, с 1351 года - он архиепископ Фессалоникийский.
7. Много скорбей перенес святой Григорий Палама в борьбе с ересями. Особенно великую услугу оказал он Церкви обличением лжеучителей, отвергавших православное учение о духовном благодатном свете, освещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе и на лице Моисея после собеседования его с Богом на Синае. Для разрешения возникшей распри из-за ереси варлаамитов и утверждения православия в Константинополе собирались Соборы в 1341, 1347, 1351 и 1252 годах. Великий Григорий своими проникнутыми огнем вдохновения словами и Божественным Писанием развеял ересь и окончательно посрамил еретиков. Скончался он 14 ноября 1359 года, оставив после себя более 70 сочинений.
8. Святитель Григорий оставил в назидание верующим обширное наследие, а его беседы, как и все труды святого отца, являют образец высокого богословия. Это, конечно, не значит, что проповеди недоступны для понимания обычного человека - ведь произносились они перед самыми обычными жителями Фессалоник. Поэтому и сегодня любой, кто со смирением и искренним молитвенным расположением обратится к словам святителя Григория, не останется без духовной пользы. Об этом говорил и святитель Феофан Затворник: «Читайте святого Григория Паламу, и все в этом томе идет к вам! Вникайте и прилагайте к себе!».
***
В 1958 году во 2-ю Неделю Великого поста святитель Лука (Войно-Ясенецкий), размышляя о жизни мира, отмечал, что «в житиях святых мы видим множество примеров истинной жизни по Богу, видим целый небосклон, усеянный бесчисленными звездами сияющих душ святых людей. Среди них много звезд самых ярких и никогда не меркнущих пред Богом». Среди таких звезд первой величины сияет и святитель Прокл Константинопольский, и великий Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, памяти которого посвящено второе воскресенье Великого поста.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
СОЛЬБА: ОБИТЕЛЬ НЕУНЫВАЮЩИХ. Беседа с игуменией Еротиидой (Гажу). 5 часть
Свет невечерний. Благородная зависть
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Град креста. Рождественский пост. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Хранители памяти. Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 3
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!