Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Автором этих бесед является священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Это был архипастырь, который искренне любил простых людей, редкостную отзывчивость проявлял он ко всем нуждам паствы и духовенства. Труды его были столь обширны, а деятельность настолько многогранна и внушительна, что одно только перечисление его церковных обязанностей, общественных инициатив и пастырских послушаний вызывает восхищение. У него были выдающиеся дарования проповедника, организатора, строителя. Он откликался на все животрепещущие вопросы своего времени как социальные, так и научные, связанные как с семьей и воспитанием, так и с духовным образованием. Особое внимание владыка уделял духовно-нравственному просвещению мирян.
2. Архиерейское служение владыки было неразрывно связано с его просветительскими, литературно-богословскими трудами, проповеднической деятельностью. Ведя строгую аскетическую жизнь, непрестанно совершая богослужения, управляя епархиями, будучи первенствующим членом Святейшего Синода, он, как святитель Иоанн Златоуст, до последних дней был занят написанием просветительских работ. Из-под его пера вышло множество замечательных нравственно-педагогических трудов. Кроме того, в епархии он организовал внебогослужебные беседы с паствой, к которым привлекал все приходское духовенство. А его собственные проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующим и любящим сердцем, привлекали многих слушателей и производили на них сильнейшее впечатление.
3. В феврале 2018 года исполнилось 100 лет со дня гибели священномученика Владимира, открывшего трагический список новомучеников Церкви Русской, пострадавших за исповедание веры Христовой. К этой дате и приурочен выход книги, в которую вошли беседы Владыки на семь слов Спасителя со Креста и на молитву Господню. Обратимся к первой части книги и вспомним слова, которые произнес распятый Христос. Первое из этих слов — это молитва, которую Господь произнес, когда воины пробивали Его руки гвоздями, когда Он был распинаем на кресте. И Господь молился о них: Отче! отпусти им, ибо не ведают, что творят. Объясняя смысл этих слов, священномученик Владимир отмечает:
4. «Отче, отпусти! Вот содержание Его молитвы; она относится к тяжкой винеѣ тех, кто были причиною Его страданий. Его святая душа в ужас приходит пред великостью их вины. Там, в небесных высотах, Он видит руку Праведного Судии, простертую для отмщения злодеям, и спешит обратиться к Нему со Своим ходатайством. Он молится о помиловании врагов Своих, молится, чтобы они обратили сердца свои к покаянию и подумали бы о том, что служит к их миру, дабы они в крови, пролитой ими, могли найти себе милость и отпущение грехов. Отче, отпусти им! За кого же собственно молится так Спаситель? Только за грубых воинов, совершавших дело Его казни; за этих почти невольных орудий в руках старейшин и начальников? Конечно, - отмечает владыка Владимир, - за всех, за весь мир грешников, грехи которых Спаситель вознес с Собой на крест».
5. В этой молитве отражена вся любовь, которую Господь имеет к людям. Ведь Он любит не только тех, кто исполняет заповеди Его, но и своих врагов, и своих распинателей, и всех тех, кто своими грехами по-прежнему распинают Его. Это и за нас Спаситель молится Своему Отцу: «Господи, прости им, ибо они не знают, что делают». Далее в Евангелии мы слышим о том, как один из висевших близ Христа разбойников примкнул к числу насмешников и с язвительною остротою сказал: если Ты Сын Божий, Христос, то спаси Себя и нас! Но вот, - как говорит проповедник, - среди насмешек долетают до слуха Спасителя слова совершенно другого характера. «Или ты Бога не знаешь? Мы с тобой за грехи свои достойное по делам нашим приемлем, а Он без единого греха за грехи всего мира страждет».
6. «Кто такой - этот герой веры?» - говорит владыка Владимир. - Кто «отважился так открыто высказаться за этого жалкого Страдальца и исповедать Его царем иудейским, в то время, когда молчат Его последователи, когда сам Петр отрекся от Него, когда самые близкие ученики Его разбежались по домам своим?» Это был благоразумный разбойник, и его слова были «поистине бальзамом для больной души Спасителя». А разбойник с верою сказал Ему: «Господи, помяни мя, егда приидише во Царствие Твоем». И Господь ответил ему, и это было второе слово, которое Он произнес на кресте: «Сегодня же будешь со Мною в раю».
7. Как отмечает митрополит Владимир, при кресте Спасителя находились не одни только насмешники и враги Его. Нет. Среди громадной толпы этих врагов была незначительная часть и преданных Ему, опечаленных душ. И третье слово, которое донесли до нас евангелисты, это слова Иисуса Христа, обращенные к Его Матери: «Жено, се сын Твой» и к Его любимому ученику — апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «Се Матерь твоя». «Есть нечто, - говорит владыка, - особенно нежное и человечески-трогательное в этом третьем крестном слове Иисуса! После слова Его первосвященнической молитвы за Своих распинателей, после слова Его царского изъявления помилования раскаявшемуся разбойнику, Он еще раз отверзает уста Свои для слова любви, в котором сказывается сердце сына и друга; но это слово есть в то же время и слово Спасителя, которым Он всех, собравшихся вокруг креста Его, привлекает к Себе и соединяет в Своей любви».
8. Таким образом, отмечает архипастырь, «Спаситель наш и в самом разгаре Своих крестных страданий забывал о Себе Самом, и, по любви Своей к людям, думал о тех, кто имел нужду в Его любви. Так прошло три часа Его страданий на кресте, но самое тяжелое и самое невыносимое мучение было еще впереди. Священное Писание сообщает нам еще четыре слова, сказанных Иисусом Христом на кресте. Это — слова Агнца Божия, вземшаго грехи всего мира. Два слова борьбы и два слова победы сказал Он еще, прежде чем замолкли уста Его, и Он, склонив голову, испустил дух Свой».
***
«Когда приходится нам слышать какие-нибудь слова из уст умирающих родных и близких нашему сердцу, то с каким напряженным вниманием выслушиваем мы их! Мы все тогда превращаемся как бы вслух, стараясь не проронить ни одного слова. И эти дорогие предсмертные слова производят на нас столь глубокое впечатление, что остаются уроком на целую жизнь. Не с гораздо ли большим вниманием должны относиться мы к предсмертным словам нашего Господа? Не гораздо ли более обильным источником утешения и назидания должны служить они для нас как слова Богочеловека, Искупителя нашего!» Избрав их предметом для своих бесед, митрополит Владимир надеялся, что слушающие их, а сегодня читающие, не останутся глухи к этим беседам и не откажут им в благочестивом внимании.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!