Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Белый парус далекого детства
Над серебряной быстрой рекой…
Нам такое досталось наследство
И рассказчик чудесный такой!
Милый старец наш, Оптина Пустынь,
Свет вечерний над кромкой лесов…
Мы запишем рассказ его устный
Из струящихся ласковых слов.
Этими стихами открывается книга, в которой собраны воспоминания и духовные наставления святых оптинских старцев. С любовью и бережностью сохраняла монастырская братия эти поучительные и простые житейские истории о детстве своих добрых наставников. Потом они заносились на страницы летописи обители и личные келейные записки, благодаря чему сохранились до наших дней. И сегодня мы обращаемся к детству таких святых, как преподобные старцы Оптиной Пустыни в книге «Белый парус далекого детства».
***
1. В книге «Белый парус далекого детства» впервые собрано то, что известно о детстве и отрочестве Оптинских старцев. Эти достоверные истории рассказывали сами святые отцы своим духовным чадам и ученикам. А те в свою очередь оставили драгоценные свидетельства о наставниках, хранивших их иноческую юность, о чудодейственных случаях Божественного Промысла в жизни оптинцев разных поколений. Голоса Оптинских старцев отчетливо различимы и в их воспоминаниях, и в их духовных наставлениях, приведенных на страницах этой книги, читая которую, пребываешь в сияющей орбите благодатного духовного окормления.
2. «Помните ли вы свое детство? – обратился однажды Оптинский старец Нектарий (Тихонов) к жившему при обители в начале 20 века писателю Нилусу. «Как не помнить – помню», - ответил Сергей Александрович. «Вот и я тоже помню!» - и старец погрузился в отдаленные воспоминания»… И не только преподобный Нектарий, но и другие святые отцы вспоминали примечательные случаи из своего детства, а все, кто находился в келии, затаив дыхание, внимали повествованиям дорогих рассказчиков. Происходили святые старцы из разных семейств: преподобные Макарий (Иванов) и Варсонофий (Плиханков) были потомственными дворянами, родители старца Илариона (Пономарева) – из бывших крепостных, святые Нектарий (Тихонов) и Иосиф (Литовкин) родились в семьях бедных и простых людей.
3. Объединяет все эти семейства то, что воспитывались дети в благочестии и страхе Божием. С детства они любили читать Священное Писание, ходить в храм Божий, а некоторые уже тогда чувствовали в себе стремление к монашеству. Например, преподобный старец Макарий, в детстве Миша Иванов, возрастал под звон монашеских колоколов, который доносился ежедневно до обитателей села Железники из соседнего Лаврентьева монастыря. Маленький Михаил научался в разумении первых детских молитвочек и исполнял нехитрые домашние послушания, которые возлагали на него родители. Тайнодействующий Промысел Божий своими явными знаками предопределял отроку поприще «не от мира сего», а от горних, небесных пажитей.
4. Однажды, во время обедни в обители, Михаил, увидев в алтаре архимандрита Феофана, которого очень любил, стремительно вбежал к нему в алтарь через отворенные Царские врата. «Видно по всему – знамение предстоящего в жизни священства!» - подумал архимандрит. А богобоязненная и смиренная Мишина мама, вздыхая, нередко признавалась в своих предчувствиях: «Сердце мое чует, что из этого ребенка выйдет что-нибудь необыкновенное!» Уже с раннего детства он невольно привлекал к себе и детей и взрослых своими добрыми свойствами – тихостью, кротостью, молчаливостью. Примечательно, что еще задолго до поступления в монастырь многие знакомые, глядя на скромность и юношескую чистоту Михаила, в шутку называли его монахом. Приобщение к оптинской святости будет еще впереди, а ему, хоть и прикровенно, уже указывали на непременный жизненный удел – водвориться в монашеской обители».
5. А вот другой пример – старец Иосиф (Литовкин). Он был ближайшим учеником великого старца Амвросия и его достойным преемником в деле духовного наставничества. В юношеском возрасте, переступив порог убогой «хибарки» отца Амвросия, Иван Литовкин оставил позади ранее детское сиротство, скитание по чужим людям в поисках заработка на хлеб насущный. Полвека прожил он в этой тесной келье, сделавшейся для него училищем благочестия, постиг самую высшую из наук – монашество, и сам стал в свое время наставником монахов.
6. По словам автора, «этот тишайший ангелоподобный старец редко вспоминал свое горемычное детство. А если вспоминал, то только отдельные эпизоды, в которых так или иначе были явлены знамения благодатной Божией помощи. Эти батюшкины рассказы близкие ему по духу оптинцы записывали в свои келейные «тетрадки». Благодаря этому и мы можем познакомиться с некоторыми моментами из детства будущего старца. Автор повествует: «Счастливые мгновения самого раннего детского бытия были озарены для маленького Вани воскресным светом возжженных церковных свечей и мерцающими огоньками разноцветных лампадок в их сельском храме. Молитвенно настроенные, любящие мама с папой не столько пеклись о стяжании земного богатства для своих детей, сколько о снискании чадами даровании небесных.
7. Они воспитывали их в укрепляющем душу благочестии и спасительном повиновении. Постоянное домашнее чтение житий святых создавало в скромной украинской хате особую атмосферу: дети, получая первые навыки христианского воспитания, развивали в своих нежных сердцах чувство сострадания мученикам за веру Христову, их мужественный подвиг вменяли и себе в образец служения Богу и людям. И уже самое первое небесное знамение указало на ребенка-избранника». Ване было 8 лет, когда однажды играя с детьми, он увидел шествующую по небу Пресвятую Богородицу. «Небесное видение оставило явный след в душе ребенка: он сделался тих и задумчив, стал уклоняться от шумных детских игр.
8. В детском сердце загорелась живая вера и ни с чем несравнимая трепетная любовь к Царице Небесной. А Она приняла эти божественные порывы, направила их в должное русло, снова и снова подтверждая Свое обетование избранным: «Этот – нашего рода». Вот такие истории из детской жизни преподобных старцев свято хранят в Оптиной Пустыни, и часть из них собрана на страницах этой книги.
***
Эти драгоценные крупицы воспоминаний в книге «Белый парус далекого детства» собрала послушница Зоя Афанасьева. По мнению автора, читатели любого возраста, но более, конечно, юные, с интересом откроют для себя удивительные не придуманные рассказы о детстве и отрочестве преподобных Оптинских старцев — Макария, Моисея, Илариона, Иосифа, Варсонофия, Нектария. В 2000 году, Русская Православная Церковь прославила и причислила Собор Оптинских старцев к лику Всероссийских святых. Преподобные старцы стали для России истинными светильниками живой веры. Поэтому, соприкасаясь в этой книге с оптинской святостью, мы наследуем, по словам автора, бесценные сокровища в обогащение душ наших.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 7 мая 2024 года
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 3
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 2
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 1
ПАСХА 2024. Протоиерей Евгений Попиченко
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!