***
1. Книга, вышедшая в свет в издательстве Отчий дом, называется «Автобиографические записки». Она посвящена памяти настоятельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря, игумении Таисии (Солоповой), духовной дочери праведного Иоанна Кронштадтского. Игумения Таисия была известна своей высокой духовной жизнью, своими трудами по благоустроению нескольких женских обителей и своими духовными стихотворениями и «Письмами к новоначальной инокине». И представленные в книге записки являются ее автобиографией.
2. Появившаяся на свет по данному матерью обету, Мария Васильевна Солопова с самого рождения была отмечена избранничеством Божиим. Господь наделил ее многими талантами: прекрасной памятью, умом, образованностью, блестящими литературными способностями, высокой одухотворенностью и редким организаторским даром хозяйского управления. Но самое главное — Он чудесным образом дал ощутить ей Свое реальное присутствие в ее жизни, Свое Отеческое руководство ее судьбой. И это почти осязаемое ощущение близости к Господу, к Его Пречистой Матери и к Его святым стало основой крепкой, искренней христианской веры игумений Таисии.
3. «О, как можно не веровать? На каждом шагу видны чудеса веры, видно величие ее!» — пишет она в своем Духовном завещании. «Не слепо, не безотчетно я верую, а сознательно, так сказать, осязательно, понимая — во что, почему и как верую», — говорит она своему духовному отцу праведному Иоанну Кронштадтскому. Духовная зрелость, горячая любовь ко Христу сделали игумению Таисию «сестрой и духовной дочерью» отца Иоанна, как сам Батюшка называл ее в своих письмах к ней. Игумения Таисия его глубоко почитала и ничего не предпринимала без его благословения. Отец Иоанн, в свою очередь, очень ценил матушку, ее ум, дар рассудительности, труды по устройству монастырей. Она стала одним из его ближайших духовных друзей.
4. Как говорится в предисловии книги, игумения Таисия прошла не легкий, но удивительно благодатный путь своей жизни — от маленькой девочки, мечтающей о монашестве, воспитанницы Павловского института благородных девиц, - до игумений, настоятельницы первоклассного Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Череповецком уезде. Путь ее жизни не был лишен скорбей и поношений, но во всех жизненных обстоятельствах матушка Таисия, по собственному признанию, всецело уповала на Промысл Божий и всегда «чувствовала на себе десницу Всевышнего». Как говорится в издании от 1916 года, «можно сказать несомненно, что матушка Таисия с самых малых лет была избрана Промыслом Божиим на служение Святой Церкви и ближним своим в звании монашеском. И это звание пришлось проходить ей при несении весьма тяжелого креста.
5. Сама она свидетельствует, что крест ненависти и зависти к ней людской был спутником всей ее долголетней жизни. «Этот крест, – пишет матушка Таисия в своей автобиографии, – станет над моей могилой, и не только, как обычное украшение христианских могил, но и как символ крестоношения погребенной под ним, как неотъемлемая принадлежность моя». Но этот крест и привел ее на высоту христианского подвига, соделал ее истинной исполнительницей заповеди Спасителя: Кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16,24). Читая внимательно эту автобиографию игумении Таисии, мы, по словам издателей, можем ясно видеть всю величину и всю тяжесть иноческого подвига.
6. А мы можем узнать и всё настоящее значение иноческой жизни, как для желающих найти верный путь спасения, так и для мирян, которые, находясь в суете житейской, могут видеть из этой автобиографии, что Бог в тяжестех Его знаем есть (Пс. 47,4). Записки матушки дают понять, что если и посвятившие себя иноческому служению могут истинно познавать Бога только чрез посылаемые им испытания, то, тем более, увлеченные житейской суетой. Они могут восходить из этой греховной сети только чрез путь того крестоношения, какой Господь, желающий всем спастись и в разум истины прийти (1Тим. 2,4), посылает и каждому мирянину, лишь бы он слышал этот зов и следовал ему. А чтение автобиографии матушки, по мнению издателей, и может отрезвить многих мирян».
7. Записки эти были написаны матушкой Таисией в разное время, и последний очерк относится к 1892 году. По глубокому смирению своему, подвижница не решалась предавать печати эти записки, хотя знаменитый молитвенник о. Иоанн Кронштадтский, питавший к енй особое почтение и любовь, желал видеть их напечатанными. В 1892 году, прочитав рукопись этой книги, отец Иоанн написал на последней ее странице: «Дивно! Прекрасно! Божественно! Печатайте в назидание!» А в 1906 году, видимо желая поскорее увидеть ее издание, Кронштадтский пастырь снова повторяет на страницах книги: «Благословляется печатать эту книгу как достойную печати на память будущим родам и во славу Божию!»
8. Сама же матушка пишет: «Не по своей воле или желанию начинаю я эту запись, и не только не по желанию, но даже и против него. Единственно, из послушания людям, гораздо более меня опытным, без сравнения умнейшим меня и более духовным, людям известным не только мне, убогой, но и всем ревнующим о жизни богоугодной и о спасении своих душ. Бога же призываю в свидетели, что пишу чистую правду и истину, настолько справедливо, насколько доступно передать словом необъяснимое, высшее, и насколько сохранила во мне все сие моя память, без всякой прикрасы, в полной истине».
***
После первого своего появления в свет, «Автобиографические записки» игумений Таисии много раз переиздавались. Чем же так притягательна оказалась для современников матушки ее «Автобиография», что даже в досоветское время она выдержала несколько тиражей? Как отмечали литературные критики того времени, книга привлекала читателей своей пронзительной искренностью, чистотой и живой верой человека, живущего в Боге.Адресуя эту книгу в первую очередь для монашествующих, издатели отнюдь не умаляют ее значения и для благочестивых мирян, которые найдут в ней много назидательного и для себя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!