У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). «Вникай в себя и в учение...»

17 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Тот, кто называет себя учеником Христовым, должен всю жизнь учиться. Об этом говорит апостол Павел, обращаясь через Тимофея ко всем нам: «Занимайся чтением, наставлением, учением…» (1 Тим. 4: 13). А далее первоверховный апостол добавляет: «Внимай себе и учению: и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе» (1 Тим. 4: 16). В этих словах мы слышим призыв, быть внимательнее к себе самому и учить других. Потому что тот, кто питает себя словами учения, по словам прп. Ефрема Сирина не только себя спасает «добрым поведением своим, но и тех», кто слушает его, приводит ко благу. «Вникай в себя и в учение. Беседы на Апостольские послания» - так называется новая книга архимандрита Мелхиседека (Артюхина), которую мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Архимандрит Мелхиседек — настоятель храма первоверховных апостолов Петра и Павла и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, известный проповедник, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, автор многих книг и православных программ на телевидении и радиостанции «Радонеж». Новая книга отца Мелхиседека из цикла духовно-просветительских бесед посвящена Апостольским посланиям — очень важной и вместе с тем очень сложной для восприятия части Нового Завета. Их авторами являются пять Апостолов Иаков, Петр, Иоанн, Иуда и Павел. Иакову и Иуде принадлежит по одному посланию, Петру - два, Иоанну три, Павлу же - целых четырнадцать. Итого общим счетом двадцать одно.

2. Семь посланий, принадлежащих первым четырем Апостолам, носят название соборных, потому что они по своему предназначению относились не к конкретным общинам, а были обращены ко всем Церквам, вообще к христианам всего мира, ко всей полноте Церкви. Первое соборное послание принадлежит Апостолу Иакову Праведному, который сам называет себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа. В Евангельской истории известны три лица с именем Иаков: Иаков, сын Заведеев, один из двенадцати Апостолов и брат Иоанна Богослова; Иаков Алфеев, брат Апостола и евангелиста Матфея, и тоже один из двенадцати; и Иаков, называемый братом Божиим, один из семидесяти Апостолов, старший сын Обручника Иосифа от первого брака. Таким образом, для Иисуса Христа он был сводным братом.

3. Именно этот Иаков стал первым епископом Иерусалимской Церкви и еще у иудеев стал именоваться Праведным. И в отличие от Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева его называли Иаковом Меньшим. Он проповедовал среди иудеев, и по преданию жизнь его закончилась мученической кончиной: в 64 году за свидетельство о Христе он был сброшен иудейскими начальниками с портика Иерусалимского храма. Апостол Иаков наставляет своих современников-христиан, а вместе с ними и всех нас, сегодняшних, с кротостью принимать слово Божие, ибо оно может спасти наши души. Он учит нас вере и при этом утверждает, что вера обязательно должна сопровождаться делами. «Вера, - говорит он, - если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). И далее апостол показывает на примере Авраама, что именно делами вера достигает совершенства. Это основная мысль послания апостола Иакова. Чему еще он учит нас, читайте на страницах этой книги.

4. «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» - учит нас апостол Петр в своем первом послании. По словам автора, написание этого послания было вызвано тем, что в 64 году нашей эры был подожжен Рим, и император Нерон обвинил в этом так называемую «секту христиан», хотя до этого в Римской империи ровно относились ко всем религиям - к иудейству, христианству и к языческим верованиям. После пожара христианство было объявлено вне закона, начались гонения на его последователей, которые были поставлены вне общества и стали изгоями. Им вменялась как преступление Тайная Вечеря, так называемая Агапа, которая совершалась в основном вечером или рано утром на рассвете и воспринималась властями как какое-то тайное сборище. Когда христиане говорили, что причащаются Тела и Крови Христа, язычники считали, будто они пьют кровь и едят тела младенцев.

5. Даже то, что христиане вели целомудренный образ жизни, не участвовали в языческих распутствах, вменялось им в вину как неприятие римских обычаев. Предвидя уже начавшиеся преследования, апостол Петр предупреждает христиан о том, что им придется испытать гонения за веру. Это послание имело целью предостеречь их и вместе с тем ободрить, помочь в укреплении их веры. Нравственные увещевания и практические поучения, призывающие верующих быть терпеливыми и своим поведением показывать пример другим, делают это послание уникальным источником ободрения для всех верующих, которые находятся в конфликте с тем обществом, в котором они живут.

6. Изучая эти наставления Апостола Петра, мы, по словам отца Мелхиседека,  наполняемся надеждой, воодушевлением и силой, которые помогут нам в испытаниях, с какими все люди сталкиваются на своем земном пути. Во втором послании Апостол Петр преподносит верующим урок благочестия, призывает их не останавливаться в духовном росте и быть преданными учению Христа. Тем верным христианам, которые по обетованию Божию ожидают «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет. 3:13), Апостол настоятельно советует позаботиться о святой жизни и благочестии, чтобы предстать пред Богом неоскверненными и непорочными. О чем еще говорит апостол Петр в своих посланиях, говорится далее в книге.

7. А мы скажем несколько слов о посланиях святого Иоанна Богослова. В своем первом послании также, как и в написанном им Евангелии, апостол Иоанн свидетельствует о том, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, и предостерегает христиан от лжеучителей, отвергающих Божество Спасителя. Но главным наставлением и утверждением Апостола можно считать предложенную им заповедь Иисуса Христа о любви как отличительном признаке верующих во Христа. Движимый глубокой любовью ко всем христианам, святой Иоанн хотел, чтобы между ними царили мир и любовь, а не вражда и ненависть. Он придавал любви высокое значение и считал, что исполнения одной заповеди о любви достаточно для спасения. Именно любовь центральная тема трех его кратких, но ярких и запоминающихся посланий, в которых мы видим необыкновенную силу слова, высоту мысли и глубину чувств. Четырнадцать Посланий Апостола Павла, в отличии от соборных, адресовались какой-либо одной Церкви. Подробное объяснение этих посланий дает архимандрит Мелхиседек на страницах этой книги.

***

Как отмечают издатели, Сам Спаситель избрал святых Апостолов и направил на проповедь Евангелия и созидание Церкви Христовой, для чего наделил их благодатными силами, особыми дарованиями и полномочиями. Поэтому назидания и поучения, содержащиеся в посланиях, имеют самое прямое отношение к нам, сегодняшним православным христианам. Именно это убедительно показывает читателям архимандрит Мелхиседек в присущей ему живой и образной манере изложения, с яркими примерами из своего духовного опыта и священнического служения. Несомненно, - говорят издатели, это поможет нашим современникам лучше понять глубокое богословское содержание богодухновенных творений святых Апостолов и применять их наставления в своей жизни.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать