У книжной полки. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Настольная книга для монашествующих и мирян

17 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) почитаем всей православной Россией как старец-духовник. Каждый день на протяжении почти 4 десятилетий в Псково-Печерский монастырь приезжали сотни людей для того, чтобы поделиться с батюшкой своими бедами и радостями, спросить совета в трудных обстоятельствах, услышать его авторитетное пастырское слово, измерить его строгим мерилом себя и свою жизнь. В феврале 2006 года старец отошел ко Господу. Опустела маленькая келья, стены которой увешаны десятками икон - безмолвных свидетелей молитв и трудов старца. Но в тысячах сердец осталась память о нем, остались его книги. Они являются для нас бесценным указанием пути к подлинному обновлению, к пути спасения.  И сегодня на нашей книжной полке – духовное завещание старца Иоанна Крестьянкина – «Настольная книга для монашествующих и мирян».

***

1. Эта книга, которую отец Иоанн именует настольной, представляет собой сборник аскетических наставлений святых отцов по разным вопросам деятельной христианской жизни. Название книги свидетельствует, что она может принести пользу не только монашествующим, но мирянам. От начала своей жизни и до конца дней отец Иоанн видел в человеке, прежде всего христианина, а потом уже избравшего тот или иной путь спасения. И неустанно повторял, что основа спасения для всех одна - любовь Христова. Начиная с 1967 года, монашеская жизнь отца Иоанна проходила в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. И, естественно, что среда, в которой составлялась «Настольная книга», оказала свое влияние на подбор аскетических наставлений.

2. В предисловии к изданию старец пишет: «Монашество - великая Божия тайна. И для тех, кто дерзает вступить в эту святую тайну и приобщиться к истинному духу иночества, на все времена сохранил Господь в писаниях опыт Отцов, которые прошли этим путем в радость Вечности. А сей малый сборник собрался как ответы на те вопросы, которые ставила предо мной жизнь за время моего становления и жизни в тайне монашества. Мое монашество началось с послушничества в 6-летнем возрасте, и до 56 лет проходило на приходе среди волнений и забот многомятежного мира. А завершается она 30-летним монашеским житием в сем древнем монастыре.

3. Вопросов мне, пастырю, было много, и у пастыря-монаха их возникало не меньше. А ответы, получаемые в писаниях Отцов, проверялись моей длительной монашеской жизнью во времени на личном опыте и на опыте других. И вот теперь, как крупицы живого опыта, хочу оставить этот сборник в завет и назидание, и практическое руководство инокам, и в научение мирянам: всем, в чьем сердце затеплится любовь к таинственному монашескому житию в Боге». Первая часть этой книги содержит информацию о монашестве. Здесь говорится об основании монашества, о его смысле и значении, о том, как на протяжении веков монастыри служили народу.

4. Как говорится в издании, «начало монашескому образу жизни положено было еще в III веке, но в IV веке оно получает полное развитие. Ослабление строгости христианской жизни, со вступлением в Церковь таких язычников, которые в христианстве заботились только о мирских интересах, побуждало ревнителей благочестия уходить из городов и селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений, проводить жизнь в подвигах самоотречения, молитве и размышлениях о Боге. В ряду таких подвижников первое место занимает преподобный Антоний Великий, по справедливости считающийся основателем монашества. О нем и его последователях рассказывает первая глава книги.

5. Говоря об обязанностях монашествующих, старец приводит слова святителя Феофана Затворника из его книги «Начертание христианского нравоучения». В этой заметке в частности говорится следующее: «Главное дело монахов есть молитва неусыпная, непрестающая, о Церкви, Отечестве, живых и мертвых. Они – жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. Применительно к сему, в монастырях преимущественно должно процветать священнослужение благообразное, чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения. Имея первою целью совершенство в христианской жизни, монахи дают обеты. Тем строже должны исполнять сии обеты они, что стремятся к богоугождению, к делам которого принадлежит и исполнение обетов. Главное же, – действуя телесно, должен действовать и духовно, ибо в духе цель телесного.

6. Далее старец знакомит читателей с душеполезными наставлениями св. отцов Церкви. Вот лишь некоторые из них. Так прп. Антоний Великий научает нас: «Во всем наблюдай смирение: в наружности своей, в одеждах твоих, в сидении, стоянии, хож­дении, лежании, в келье и принадлежностях ее. Во всем жительстве твоем усвой себе обычай нищеты; не тщеславься ни в речах твоих, ни в славословии и песнопениях, приносимых Богу; когда случится тебе быть с ближним твоим, слова твои да не будут растворены хитростью, коварством и обманом». Или еще поучительный пример для восстания при падении: «Один брат спросил прп. Сисоя: "Как поступить мне, отче, так как я впал в грех?" "Исправься, чадо, отвечал старец, и спасешься".  "Но я, по исправлении, снова пал", - отвечал брат. "Снова исправься",  сказал старец. "До каких же пор, спросил брат, будет продолжаться мое падение и вос­стание?" "Пока не наступит твой конец и не застанет тебя или в добре, или во зле; поэтому должно всегда пребывать в исправлении, дабы в нем же и кончина застигла".

7. Об исправлении же себя старец вновь приводит наставление святителя Феофана Затворника: «Желающий исправить себя должен познать себя; желающий познать себя должен испытать себя; а желающему испытать себя надлежит войти внутрь себя, подвергнуть рассмотрению все, бывающее там, чтобы через то навыкнуть различать в себе все доброе и худое и, соответственно тому, действовать на себя». О чем еще говорит святой отец, желающий всем нам исправления, читайте далее на страницах книги. А отец Иоанн для всех желающих приступить к  исповеди, приводит во второй части книги «Исповедный листок».

8. Предваряет его старец такими словами: «Многие из говеющих затрудняются, что им сказать на исповеди. Прежде всего, и обстоятельнее всего открыть грехи, наиболее смущающие совесть. Такие грехи и сопровождающие их обстоятельства никогда не забываются. Затем исповедь должна быть сколько возможно подробна, смиренна, искренна; в пособие нуждающимся предлагаются два листка, извлеченные из творений нескольких отцев и учителей Святой Церкви. Может быть, они внушат кающемуся хоть мысли некие или напомнят нечто из собственной его жизни».

***

В одном из своих писем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) замечал: «Не расколете жизнь на мир и на монастырь. Пути несколько разные, а цель-то одна». Поэтому как единое практическое руководство в духовной жизни для иноков и мирян составил отец Иоанн и эту книгу. Она предназначена для помощи тем, кто стремится к «почести вышняго звания», к обретению верного и прямого пути ко спасению, дабы шествуя оным, благочестиво пожив на земле, наследовать и Царство Небесное.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​