Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Новый том из серии «Русская икона» рассказывает о богатой памятниками и многообразной иконографии Архистратига. В нем уделяется внимание шедеврам Андрея Рублева, изображениям Архангела Михаила практически во всех видах искусства: иконах, мозаиках, фресках, произведениях шитья и других. Яркий, информативный и богословски выверенный текст дополнен многочисленными иллюстрациями. Книга не оставит равнодушным ни специалиста, ни того, кто только начинает знакомство с родной историей и духовным искусством. По достоинству оценят новый Том преподаватели живописи, истории религии и основ православной культуры.
2. В кратком предисловии автор-составитель книги Полина Александровна Тычинская пишет: «Ангелам начальник и людям наставник», великий и преславный архангел Михаил взирает на нас с древней иконы. Его монументальный образ сразу же привлекает к себе внимание. Почему-то именно перед этой иконой невольно останавливается посетитель Третьяковской галереи, пришедший с другой целью - своими глазами увидеть «Троицу» преподобного Андрея Рублева. Изображение архангела Михаила создано неизвестным художником на сто лет раньше знаменитых шедевров Рублева. И впечатляет оно ничуть не меньше. Архангел предстает перед нами огненно-красном одеянии с золотой разделкой, киноварные всполохи на его лике как бы отражают божественный свет. Спокойный, проницательный и даже ласковый взгляд архангела Михаила обращен к зрителю из-под строго сдвинутых бровей. Небесный архистратиг как будто хочет сказать нам что-то важное. И мы внимательнее всматриваемся в его образ, стараясь понять, какие глубинные смыслы таит он в себе».
3. И вот в первой главе книги Полина Александровна рассказывает о почитании Архангела Михаила и о сюжетах, которые мы видим на той или иной иконе с изображением Небесного Архистратига. Само имя Михаил в переводе с древнееврейского языка означает «кто как Бог». В одном из ветхозаветных апокрифов, первой книге Еноха, говорится: «Он назван Михаил, потому что постоянно заботится о Народе и языках» (т.е. об Израиле и язычниках). Этот древний текст, имевший широкое хождение и в христианском мире, видит служение и богоподобие архангела в его попечении о людях. Как отмечает автор, ангельские силы нередко упоминаются в Священном Писании, как в Ветхом, так и в Новом Заветах.
4. Чтобы земной человек, обременённый плотью и заботами о материальной жизни, мог хотя бы отчасти понять и постичь природу ангелов, в Священном Писании и в творениях святых отцов о них нередко говорится иносказательно, ангельские свойства передаются через образы, понятные человеку. Богослужение в честь архангелов изобилует различными символами, на них же основан и язык иконописи. Например, бесплотных служителей Божиих нередко сравнивают с огнем. На Литургии в праздник Собора Архистратига Михаила (21 ноября) можно несколько раз услышать цитату из Библии: «Творяй ангелы своя, духи и слуги Своя пламень огненный». Эта фраза встречается и в числе надписаний на иконах архангела Михаила. Здесь говорится о сотворении ангельских сил и о том, что они принадлежат к духовному миру, а по причине их верности и преданности Богу они пламенеют, как огонь.
5. Если говорить непосредственно об Архангеле Михаиле, то, как пишет автор, первое и, возможно, главное его деяние, о котором мы знаем из Священного Писания, произошло еще до сотворения человека. «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим... Как упал ты с неба, Денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14: 11-20). Этот фрагмент из книги пророка Исаии является паремией, читаемой во время вечернего богослужения накануне праздника архангела Михаила.
6. В нем говорится об участи вавилонского царя, который за свое властолюбие и многочисленные беззакония будет томиться в аду. Этот образ употребляется при характеристике дьявола, который, будучи ближайшим к Богу светлейшим и славнейшим ангелом, из-за собственной гордыни ниспал в преисподнюю. И как сказано в Откровении Иоанна Богослова, свержение дьявола с неба совершилось при участии небесного Архистратига. В иконографических изображениях этого события небесные служители чаще всего предстают в праздничных одеяниях, без каких-либо признаков сражения с сатаной, потому что победа уже достигнута. И такие изображения представляют архангелов как высших и совершенных существ, которые непрестанно славословят Бога.
7. Другие библейские события, в которых участвует Архангел Михаил, касаются уже земной истории, как правило, жизни отдельных людей или целых народов. Так, например, в апокрифах, посвященных жизни Адама и Евы, рассказывается, что Архангел Михаил участвовал в судьбе первых людей. Именно он, по повелению Божию, изгнал прародителей из рая после их грехопадения. Но он же помог им устроиться на земле: один из распространенных сюжетов христианского искусства иллюстрирует этот момент. В ветхозаветной истории, именно он помогает народу израильскому обрести Обетованную землю. Архангел Михаил явился и трем иудейским отрокам и сохранил их невредимыми в огненной печи.
8. Много других случаев явления Архангела запечатлено как в ветхозаветной, так и новозаветной истории, потому как небесный Архистратиг по велению Божию многократно вмешивался в события земной истории и спасал богоизбранный народ, а им в Новом Завете являются все христиане. Все эти явления нашли свое отражение в иконографии, и об этом рассказывает автор книги.
***
Завершает книгу по традиции глава «История одного шедевра». Здесь говорится об Архангеле Михаиле, икона которого находится в Третьяковской галерее. На ней Архистратиг изображен фронтально, в полный рост. В левой руке он держит зерцало с едва заметным изображением Спаса Еммануила. В правой - жезл, символизирующий власть Архангела и его победу над нечистыми силами. Его поза полна решимости, лик строг. Но вместе с тем впечатление суровости, которое производит лик, сочетается с мягкостью и нежностью, которые чувствуются в овале лица, чуть тронутых улыбкой губах, в глубине необыкновенно живо написанных глаз. Это образ непобедимого Воина, и доброго ангела, прекрасного в своей ангельской природе. Подробнее о истории этого образа, и о многом другом, читайте на страницах книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!