У книжной полки. Акафист святителю Тихону Воронежскому

25 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Известно, что вся жизнь человека: его характер, привычки, наклонности, степень религиозности – все это обусловлено его воспитанием в детстве. Так и святитель Тихон Задонский в одном из своих сочинений говорит: «Наставление в благочестии и в страхе Божием должно быть от самого младенчества... Как маленькое деревце, к которой стороне наклонено будет, так и до конца расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины жизни своей склонность будет иметь». Эти слова, я думаю, известны многим православным родителям и педагогам. Сам же святитель знал эту науку не понаслышке, а испытал ее на себе. Как это было? Об этом благочестивый читатель может узнать из жития святого, которое представлено сегодня на нашей книжной полке.

***

1. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию очередной акафист, вышедший в свет в Издательстве «Общество памяти игумении Таисии». С помощью настоящего издания читатели не только cмогут помолиться святому угоднику Божиему, но прочитать перед этим его житие, узнать о некоторых чудесах, совершенных по молитвенному предстательству святителя Тихона.  В заключительный раздел книги помещены духовные размышления святого архипастыря о «Счастье» и  его «Духовное завещание». А теперь, по традиции, познакомимся с некоторыми вехами жития святителя Тихона, епископа Воронежского, точнее с началом его жизненного пути. Как повествует сия книга, «Задонский чудотворец родился в 1724 году в бедной семье дьячка Савелия Кириллова, получив при крещении имя Тимофей.

2. Еще младенцем он лишился отца и остался сиротою на попечении матери Домники и старшего брата Евфимия, который после смерти отца занял в церкви его должность и стал кормильцем и опекуном бедного семейства. Сам святитель о детстве рассказывал так: «С тех пор, как я начал себя помнить, в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры. Старший брат был дьячком, средний - взят на военную службу, а мы все еще малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище; мать наша сильно скорбела, как пропитать нас. В нашем приходе жил богатый, но бездетный ямщик, - он часто приходил к нам в дом, - и я полюбился ему. Он неоднократно просил меня у матушки и говорил: «Отдай мне Тиму своего, я его вместо сына воспитаю, и все имущество мое - его будет».

3. Матушка моя, хотя и отказывала ему, — жаль ей было, отдать меня, но крайний недостаток в пропитании понудил ее отдать меня этому ямщику, и я хорошо помню, как, взяв за руку, она повела меня к нему. Старшего брата в то время не было дома. Когда он возвратился, то спросил сестру: «Где матушка?». Та отвечала: «Повела Тиму к ямщику». Брат, догнав матушку, стал пред ней на колени и сказал: «Куда вы ведете брата? Ведь ямщику его отдадите, то ямщиком он и будет. Я лучше по миру с сумою пойду, а брата не отдам ямщику. Постара­емся обучить его грамоте, тогда он может в какой-нибудь церкви определиться в дьячки или понома­ри». И потому матушка воротилась домой. Когда, бывало, дома есть нечего, я ходил на целый день боронить пашню у богатого мужика, чтобы только накормили меня хлебом. Вот в какой нужде воспитывался я», - заключает свой рассказ святитель.

4. Из всей последующей жизни святого отца, а также из сочинений его видно, что семья оказала на него очень сильное влияние, и лучшие нравственные качества его были сформированы в детские годы: терпение, смирение, преданность воле Божией и, нако­нец, любовь, которая постоянно проявлялась во взаимоотношениях членов семьи Кирилловых. Христианский уклад семьи был таким мощным двигателем в становлении личности, что и трудности жизни оказывали на юношу позитивное влияние, способствовали формированию таких черт характера, как выносливость, терпение, трудолюбие, организованность, сосредоточенность. Именно любовь спасла мальчика от участи ямщика и военнослужащего. Все члены семьи предпочитали суровую и трудную жизнь церковнослужителя обеспеченной жизни мирянина. Именно в семье будущий святитель научился христианскому милосердию, ставшему впоследствии основой его жизни».

5. Как далее повествует житие, уже учась в семинарии, «Тимофей резко отличался от сво­их товарищей организованностью и послушанием. Причину проявления этих высоких нравственных качеств исследователи жизни святителя объясняют его одиночеством. «Именно одиночество, - утверждает схиархимандрит Иоанн (Маслов), - оказалось той благодатной почвой, на которой укрепился его внутренний подвиг, а вся его жизнь стала непрерывным предстоянием Богу». Это одиночество сохранило его от дурных примеров и содействовало развитию замечательных черт характера, сформированных еще в раннем детстве под влиянием семьи и, прежде всего, матери».

6. Конечно, «товарищи по учебе не всегда понимали Тимофея, они часто шутили и зло смеялись над его про­стотой, смирением, бедностью. Иногда они брали лапти и, махая ими перед Тимофеем, приговаривали: «Величаем тя». Один из жизнеописателей пишет: «Как не кажется та шалость ребяческою и глупою, тем не менее, она заслуживает того, чтобы о ней было упомянуто, так как предчувствие товарищей действительно оправдалось: им пришлось кадить ему настоящим образом, уже не в шутку, а всерьез». Впоследствии, когда святитель Тихон был посвящен в сан епископа и приехал в Новгород, в соборе для принятия святительского благословения собралось, по обычаю, местное духовенство. Среди них были и бывшие соученики. Во время встречи святитель сказал им со своей обычной сердечной и добродушной улыбкой: «Вы, братцы, смеялись надо мной, когда мы были в семи­нарии малолетними детьми, и отопками на меня махали, а теперь и кадилами будете кадить». «Прости, Владыко, святый», - говорили они. Но святитель, успокаивая их, отвечал: «Я, шутя вам, это говорю, братцы».

7. Несмотря на все сложности жизни, Тимофей Савельев всегда был в числе лучших учеников. От природы умный и прилежный он успешно обучался в Семинарии, переходя из класса в класс. Уже в Семинарии Тимофей стал заниматься учительской деятельностью. Обучаясь в богословском классе, он преподавал греческий язык в млад­ших классах Семинарии. Преподавание греческого языка побуждало святителя к самообразованию. И он стал совершенствовать себя, изучая глубже греческий язык и творения святых отцов Церкви. Таки которой он видел в служении Богу, Отечеству и народу.

***

Земной путь святителя Тихона завершился 26 августа 1783 года. Лишь только весть о его кончине разнеслась по городу и окрестным селениям, монастырь наполнился народом. До самого дня погребения множество сельских жителей и граждан из Воронежа и еще больше из Ельца день и ночь приезжали в обитель. Желающих помянуть новопреставленного было так много, что иеромонахи монастыря не успевали служить панихиды.   Обитель оглашалась плачем, особенно нищих и бедных, которые лишились в лице преосвященного Тихона милостивого отца и благодетеля. Знаменательно то, что спустя годы - открытие мощей епископа Воронежского в 19 веке и возвращение святыни Православной Церкви в 20 веке - состоялись  также 26 августа – в день окончания земной жизни русского святого, отныне ставшего днем его памяти. Об этом также рассказывает настоящая книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать